Толкования на Пс. 27:1

Свт. Афанасий Великий

К Тебе, Господи, воззову, Боже мой: да не премолчиши от Мене, да не когда премолчиши от Мене, и уподоблюся низходящим в ров

Псалом Давиду

Содержание: Давид воспевает настоящий псалом от лица уверовавших во Христа, прошением своим призывая в помощь Бога. А также в псалме заключается проклятие безрассудству иудеев, и молитва об отлучении от злой их части.

К Тебе Господи воззову; да не уподоблюся низходящим в ров

Божественному Писанию обычно рвом именовать ад.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

К Тебе, Господи, воззову, Боже мой: да не премолчиши от Мене, да не когда премолчиши от Мене, и уподоблюся низходящим в ров

«Псалом Давиду».«К Тебе Господи воззову, Боже мой, да не премолчиши от мене: да не когда премолчиши от мене, и уподоблюся низходящим в ров». Псалом сей изречен Давидом, когда был он гоним Саулом, и злоумышляли против него мнимые друзья, доносили на него, и покушались открыть его Саулу. Таков был Доик, таковы были Зифеи и кроме них многие другие. Приличествуют же, как сей псалом, так и предшествующие ему псалмы, всякому впадшему в подобныя бедствия. Ибо кто хочет, тому возможно, подобно блаженному Давиду, и быть терпеливым, и умолять Бога, и сподобиться Его промышления. Слово «воззову» Пророк употребил, разумея не голос, но усердие, усильную и ревностную молитву. Оборот же речи: «не премолчиши от мене» заимствован от тех, которых просят, но они не хотят ничего отвечать. Поэтому, если «премолчиши от мене», и лишишь меня Своей помощи, говорит Пророк, то немедленно предан буду смерти. Ее назвал он рвом; потому что на подобие рва искапывается могила.

Евфимий Зигабен

К Тебе, Господи, воззову, Боже мой: да не премолчиши от Мене, да не когда премолчиши от Мене, и уподоблюся низходящим в ров

К Тебе, Господи, воззову

Господи, говорит, к Тебе одному буду взывать (сильно), так как на одного Тебя я взираю, ибо я оставлен всеми сильными в войне. А взыванием выражает великое напряжение и силу молитвы.

Великий Василий говорит: не пропускай мне слова: воззову. Но узнай, что когда кто просит у Бога земного, употребляет слабый голос, а когда небесного, сильно взывает и вопиет. Почему в писаниях святые взывали к Богу. Также Феодорит: воззову, поставил не в отношении к голосу, а в отношении к усердию и сильной и прилежной молитве.

Боже мой! да не премолчиши от мене

Не пропусти меня (слова мои), говорит, Господи, мимо слуха. Ибо это означает в переносном смысле—премолчи. Потому что, по словам Феодорита, те, которые не хотят выслушать кого-либо, молчат и ничего не говорят к тем, которые домогаются чего-либо у них.

Да не когда премолчиши от мене

Не пропусти, говорит, мимо слуха, Господи, когда-либо слова мои, поелику я имею нужду в Твоей помощи.

И уподоблюся нисходящим в ров

Если, говорит, Ты Господи, не услышишь меня и не поможешь мне, я тотчас сравнюсь с мертвыми, иначе—умру. Ибо рвом называется гроб. Или под рвом должно разуметь пропасть, в которой уже не может быть подана помощь тому, кто впадет в нее, по причине безысходности ее и невозможности освобождения от оной.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Псалом Давиду. К тебе, Господи, воззову, Боже мой: да не премолчиши от Мене: да не когда премолчиши от Мене, и уподоблюся низходящым в ров.

СОДЕРЖАНИЕ

Сей псалом равнаго содержания с предыдущим, и потому, во-первых, содержит прошение о скором избавлении от напастей, причиняемых со стороны нечестивых (ст. 1‐3). Во-вторых, изображает неблаговоление Божие ко всем нечестивым и развратноживущим, а наипаче к презрителям закона и веры (ст. 4 и 5). В третием отделении Давид приносит благодарение Богу, с прославлением величества Его, за милостивое приятие молитв и за всесильное освобождение от бед, с присовокуплением желательного прошения о благосостоянии Церкви, о ея спасении, благословении, управлении и возвышении.

ТОЛКОВАНИЕ

Начинает псалом обыкновенным призыванием Бога, дабы подать свидетельство и о вере своей, и о доброй совести. Ибо хотя повсюду есть люди, подверженные многим бедствиям, однако, не многие из них прибегают к Богу: но большая часть или узду грызут подобно упорным коням, или на воздух пускают суетные вопли, или, побежденные отчаянием, падают под бременем зол. Понеже все они не имеют благия совести и никогда не испытали, колико может Божия благодать, и потому не взирают к ней. Давид, нарицая Бога крепостиею своею, утверждает, что он, не токмо будучи в благополучии и покое, удостоверен был о помощи Божией, но ту же веру и в крайних бедствиях своих еще питает. Потом присовокупляет, какая нужда угнетает его, сравнивая себя с мертвыми, или с низходящими во гроб. Впрочем, желал изобразить чрез сие не столько великость опасности, в которой он находился, сколько засвидетельствовать, что он не скитался мыслями туда и сюда, требуя спасения: но так зависел от единаго Бога, что вне милости Его нигде надежд своих не полагал. Равно как бы так сказал: я есмь ничто, ежели Ты отступишь от меня; я погиб, ежели Ты един не поможешь мне. Оныя слова: да не премолчиши от Мене, сказаны Еврейским слогом, и притом не просто, но в преносном смысле, взятом от людей, которые, будучи от кого-либо умоляемы, молчат и на вопросы ответствовать не хотят, и следовательно презирают; аки бы сказал: не презри, но выслушай молитву мою: аще же премолчиши, ничтоже отвещав на моление, приносимое от Мене, абие смертию умру.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

К Тебе, Господи, воззову, Боже мой: да не премолчиши от мене: да не когда премолчиши от мене, и уподоблюся низходящым в ров

Псалом этот мог быть написан Давидом во время Авессаломова гонения. Вынужденный уйти из Иерусалима, царь (ср. в ст. 8Христа) настоятельно молит Господа, чтобы Он вступился за него против коварного (2 Цар. 15 и д. ср. ст. 2 этого псалма) Авессалома и приверженцев его, сказал бы решительное слово (не премолчи) и этим спас бы его преследуемого от опасности смерти.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

К Тебе, Господи, воззову, Боже мой: да не премолчиши от Мене, да не когда премолчиши от Мене, и уподоблюся низходящим в ров

Псалом мог быть написан Давидом во время гонений от Авессалома, когда он бежал из Иерусалима и был далеко от святилища (2 ст.); он был уже помазанным царем над всем народом (8 ст. «помазанник»), а его враги под предлогом заботы о благе народа и о мире на самом деле скрывали и преследовали личные цели (3 ст.). Таким положение Давида было во время бегства из Иерусалима от Авессалома.

К тебе, Господи, воззову, Боже мой: да не премолчиши от мене: да не когда премолчиши от мене, и уподоблюся низходящым в ров

Господи! Услышь мою молитву, с которой я обращаюсь к Твоему храму

«Не будь безмолвен для меня» - не будь невнимательным к моей молитве, выслушай и окажи мне помощь.

Прот. Григорий Разумовский

К Тебе, Господи, воззову, Боже мой: да не премолчиши от Мене, да не когда премолчиши от Мене, и уподоблюся низходящим в ров

Объяснение надписания сего псалма – Псалом Давиду – сделано выше (см. Пс. 2 и проч.).

По содержанию псалом сей имеет некоторое сходство с предыдущим псалмом, 26. В нем также Давид выражает жалобу Господу Богу на нечестивых и молитвенное прошение об избавлении от напастей, причиняемых со стороны нечестивых, а также о заслуженном ими воздаянии и наказании по делам их. Во второй половине псалма псалмопевец приносит благодарение за услышание и милостивое принятие молитв и за всесильное освобождение от бед и просит о спасении и благословении народа и Своего достояния, т.е. Церкви. Псалом начинается молитвенным призванием Бога в таких словах:

К Тебе, Господи, воззову, Боже мой: да не премолчиши от Мене, да не когда премолчиши от Мене, и уподоблюся низходящим в ров

Да не премолчиши от Мене значит: не безмолвствуй для меня, не умолчи на мою молитву, но услыши, внемли ей и окажи Свою милость. Уподоблюся низходящим в ров значит: буду подобен мертвым, которых хоронят в могиле. «Ров» от слова «рою», значит «вырытое место, яма, могила». Да не премолчиши от Мене – такой оборот речи, по мнению блж. Феодорита, взят от тех, которых просят, но они не хотят ничего отвечать, как бы презирая обращенную к ним просьбу. Значит, смысл изречений сего стиха будет следующий: обращаясь к Тебе, Господи, с молитвою, прошу: не презри моления моего, не премолчи, если же премолчишь, не окажешь мне Своей милости, то немедленно уподоблюсь нисходящим в ров, т.е. немедленно буду предан смерти.

Объяснение священной книги псалмов.