Толкования на Пс. 27:4

Блж. Феодорит Кирский

Даждь им, Господи, по делом их и по лукавству начинаний их, по делом руку их даждь им, воздаждь воздаяние их им

Никто да не подумает, что праведник желает зла врагам; потому что сказанное им есть не зложелание, но справедливый приговор. Ибо говорит: «воздаждь воздаяние их им», то есть, пусть впадут в собственныя козни, какия устрояют другим. Сие сказал он и в седьмом псалме: «обратися болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет» (Пс.7:17). Потом объясняет причину наказания.

Евфимий Зигабен

Даждь им, Господи, по делом их и по лукавству начинаний их, по делом руку их даждь им, воздаждь воздаяние их им

Даждь им, Господи, по делом их, и по лукавству начинаний их

Произнеси, говорит, на них, Господи, осуждение соответственно и прилично злости их и лицемерным и злым делам их.

По делом руку их даждь им

Сим повторением слов Давид выражает скорбь и болезнь души своей, воспламеняясь ревностью, которую питал против греха.

Другой толковник говорит: дела их—суть дела состояла в расположенности, а дела рук их—зависящие от деятельных сил, поскольку приводится в действие то, что состояло в намерении.

Воздаждь воздаяние их им

Дай, говорит, Господи, должное им отмщение за зло и лукавство их. Но из сих слов открывается, что Давид проклинает их не потому, что был памятозлобен и зол, но потому что любил правду, почему и старается, чтобы приблизилось наказание за зло, чтобы они, изменившись, сделались лучшими.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Даждь им, Господи, по делом их и по лукавству начинаний их, по делом руку их даждь им, воздаждь воздаяние их им.

Испросив к невинности своей внимание у Бога, поражает врагов своих клятвою, аки громом. Собрание же клятвенных слов показывает, что он долго стенал под бременем зол, прежде нежели приступил ко испрошению таковаго мщения. Почему, как бы утомлен будучи долговременным терпением и издыхая под тяжестию, просит Бога, дабы наконец усмирил дерзость врагов, которые давно уже беззакония к беззакониям присовокуплять не престают. Даждь им, Господи, по делом их: то есть, таковый ниспосли им жребий, каковый по законам правосудия Твоего заслуживают дела их. И как они по злобе своей изобрели многоразличные способы к мучению моему, тако Ты по премудрости и правосудию Твоему изобрящи равныя средства воздать им воздаяние их. Они воздают мне злая за благая: воздай и Ты им, обратя воздаяние сие на главы их.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Прот. Григорий Разумовский

Даждь им, Господи, по делом их и по лукавству начинаний их, по делом руку их даждь им, воздаждь воздаяние их им

Произнеси, говорит, Господи, Свой справедливый приговор на них, соответственный злости их, лицемерным и злым делам их. И затем, повторяя несколько раз слово воздаяние, Давид как бы просит Господа об отмщении врагам его за зло и лукавство их. Они, как бы так говорит он, воздают мне злая за благая: воздай и Ты, Господи, им, обратя воздаяние сие на главы их. Но говорит так Давид не потому, что был якобы зол или злопамятен, но потому, что любил правду и старался о том, чтобы нечестивые, потерпев наказание, переменили свое поведение, сделались лучшими. «Никто да не подумает, что праведник желает зла врагам, – говорит блж. Феодорит, – потому что сказанное им есть не зложелание, а справедливый приговор. Ибо говорит: воздаждь воздаяние их им, т.е. пусть впадут в собственные козни, какие устрояют другим» [6, с. 125].

Объяснение священной книги псалмов.