Толкования на Пс. 28:2

Свт. Афанасий Великий

принесите Господеви славу имени его: поклонитеся Господеви во дворе святем его

Поклонитеся Господеви во дворе святем Его. Этим дается нам ясное повеление, что не должно покланяться вне Церкви; сказано же это по причине иномысленных сборищ. Итак, поклонение должно быть не вне Церкви, но в самом дворе Божием. Не вымышляйте себе, говорит, особенных дворов и собраний. Один есть святый Божий двор. Под именем двора можно еще разуметь восшедших в небесное жительство.

Толкование на псалмы.

Свт. Василий Великий

принесите Господеви славу имени его: поклонитеся Господеви во дворе святем его

«Поклонитеся Господеви во дворе святем Его». По принесении требуемых плодов нужно поклонение, поклонение, совершаемое не вне церкви, но в самом дворе Божием. Псалом говорит: не придумывайте особенных дворов и сходбищ. Святой двор Божий один. Прежде двором сим была иудейская синагога, но после того как согрешили иудеи против Христа, «двор их пуст» (Пс. 68,26). Посему и Господь говорит: «И ины овцы имам, яже не суть от двора сего» (Ин. 10,16), и разумея тех, которые из язычников предопределены ко спасению, показывает, что у Него есть собственный Свой двор, кроме двора иудеев.

Посему надобно поклоняться Богу не вне святого двора сего, но находясь внутри его, чтобы, оставаясь вне и увеселяясь внешним, не потерять и права быть во дворе Господнем. Ибо многие по наружности стоят на молитве, но не суть во дворе, потому что мысль их носится там и здесь и ум развлечен суетою заботы. Но под двором, в смысле более возвышенном, можно еще разуметь небесную обитель. Посему которые здесь «насаждени в дому Господни» - что есть Церковь Бога Живаго, - те и там, «во дворех Бога нашего процветут» (Пс. 91,14). А кто боготворит чрево или славу, или серебро, или другое что предпочитаемое им всему прочему, тот «не поклоняется Господу», тот не «во дворе святем», хотя бы и казался достойным видимых собраний.

Беседы на псалмы. Беседа на двадцать восьмой псалом.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Принесите Господеви славу имени Его: поклонитеся Господеви во дворе святем Его

Молитесь так, чтобы в молитвах ваших явилось величие имени Иисуса, и вы, силой Его, взошли в нерукотворенный сердечный храм для поклонения духом и истиною; молитесь тщательно и постоянно; молитесь в страхе и трепете перед величием имени Иисуса.

Аскетические опыты. Том II. Слово о молитве Иисусовой.

Блж. Феодорит Кирский

принесите Господеви славу имени его: поклонитеся Господеви во дворе святем его

См. Толкование на Пс. 28:1

Евфимий Зигабен

принесите Господеви славу имени его: поклонитеся Господеви во дворе святем его

Принесите Господеви славу имени Его

Принесите, говорит, славу имени Его похвальными и богоугодными делами. Потому, что грешникам сказано: по причине вас имя Мое злословится язычниками (Ис. 52,5). Язычник и неверный, видя жизнь христианина, когда она хороша, хвалит и прославляет Христа (говоря), что Он учитель добродетели; а когда жизнь христианина порочна, обвиняет и злословит еще более Христа, как учителя зла. Посему-то говорит: принесите Господу похвалу имени Его, или Ему самому, принимая cие за описание.

Поклонитеся Господеви во дворе святым Его

До пришествия Христова святой двор был—иудейский, то есть Иерусалимская синагога, по изъяснению Василия Великого, а по пришествии Христовом и причинении Христу иудеями крестной смерти, двор их опустел. В последствии времени святым двором сделался двор Христов—христианская церковь и вера. В сей то церкви Давид побуждает христиан покланяться, запрещая незаконные собрания еретические, и избирая одну только преданную Христом веру. Можно под двором разуметь и небесный (двор). Посему те, которые насаждены здесь—в дому Господнем долу, то есть в церкви верующих, процветут и там—в горнем, в небесных дворах Божиих.

Посему тот же Василий говорит: Итак не вне сего св. двора должно покланяться Богу, но в нем самом, дабы, находясь вне двора и развлекаясь внешними, не потерять пребывания во дворе Господнем. Многие стоят в виде молящихся, но не находятся во дворе, по причине рассеянности ума и по причине увлечения рассудка их суетною заботливостью. А боготворящий чрево, славу, или сребро, или что другое паче всего им уважаемое, и не кланяется Господу и не находится во дворе святом, хотя по-видимому и достоин чувственных собраний.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

принесите Господеви славу имени его: поклонитеся Господеви во дворе святем его.

Сие есть то жертвоприношение, которое приносить Господеви наипаче убеждает нас Пророк. Принесите, глаголет, Господеви славу и честь, поклонитеся Господеви, то есть, не токмо гласом восхвалите Бога, но и преклонением колен почтите Его, и чрез то засвидетельствуйте, что Он есть верховный Владыка и Бог всех. В Еврейском тексте, вместо слова честь, читается «крепость». Откуду разумеем, что честь, которую по переводу седмидесяти толковников должны мы Богу воздавать, есть честь прославления могущества и власти Господней. Ибо тогда истинно почитаем Бога, когда силу Его и власть признаем и исповедуем. Но и слово честь весьма прилично в сем месте положено, поелику во всем псалме приписывается она всемогуществу Божию: Поклонитеся Господеви во дворе святем Его. Под именем двора святаго, в котором Пророк повелевает поклонитися Богу, разумеется в простом смысле преддверие скинии Иудейския, в которое всем без разбору позволен был вход, выключая самую скинию, куда одни токмо священники входить позволение имели: а в таинственном особенне означается православно-кафолическая церковь, яже есть аки двор или преддверие скинии небесныя. Ибо в церковь и добрые и злые повсюду допускаются; в скинию же небесную одни токмо те взойти имеют, которые возмогут рещи Христу с Тайновидцем: сотворил еси нас Богови нашему цари и иереи (Откр. 5:10).

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

принесите Господеви славу имени Его: поклонитеся Господеви во дворе святем Его

См. Толкование на Пс. 28:1

Прот. Григорий Разумовский

принесите Господеви славу имени Его: поклонитеся Господеви во дворе святем Его

См. Толкование на Пс. 28:1