Толкования на Пс. 28:4

Свт. Василий Великий

Глас Господень в крепости, глас Господень в великолепии

«Глас Господень в крепости». Как бывает глас в колесе, так глас Господень состоит в крепости, ибо кто «вся может о укрепляющем Христе» (ср.: Флп. 4, 13), тот слышит и исполняет заповеди Господни. Посему глас Господень не в немощной и расслабленной душе, но в той, которая с напряжением и крепостию творит добро.

«Глас Господень в великолепии». Великолепие есть доблесть особенно великая. Посему кто с благоприличием совершает все, что входит в какое-нибудь великое деяние, тот называется великолепным. Когда душа не будет раболепствовать мудрованию плоти, но в сознании того, что дано ей от Бога, восприемлет приличные ей величие и достоинство, тогда в ней «глас Господень». Кто имеет не тесные понятия о Боге, кто с высокой точки зрения исследовал законы тварей, возмог, по крайней мере несколько, постигнуть благость Божия Промысла и, сверх того, не щадит издержек, но щедр, когда потребно исправить нужды братий, тот великолепен. И в таковых вселяется «глас Господень». Ибо в подлинном смысле великолепный презирает все телесное, признавая оное не имеющим никакой цены в сравнении с невидимым. Того, кто великолепен, никакое обстоятельство не оскорбит, вообще никакое страдание его не возмутит, проступки людей негодных и презренных не приведут его в движение, нечистота плоти не унизит его, он недоступен унизительным страстям, которые не могут возвести на него очей по причине высоты его мыслей. Приписывается же и Богу некоторое великолепие, например: «взятся великолепие Твое превыше небес» (Пс. 8, 2). Посему те, которые имеют о Боге великие представления, превозносят Его великолепие.

Беседы на псалмы. Беседа на двадцать восьмой псалом.

Блж. Феодорит Кирский

Глас Господень в крепости, глас Господень в великолепии

Согласно с сим научает нас и история Деяний. Ибо из оной узнаем, что Владыка Христос, пред вознесением Своим на небо, повелевал святым Своим ученикам, говоря: «вы же» пребывайте во граде сем, «дондеже облечетеся силою свыше» (Лк.24:49); и, по прошествии десяти дней, в праздник Пятьдесятницы, «бысть глас с небеси, якоже носиму дыханию бурну, и исполни дом, идеже бяху седяще»: и были «им разделени языцы яко огненни, и седе на едином коемждо их» (Деян.2:3). Гласом же называет Пророк благодать Духа, исполнившую Апостолов крепости и силы, и бедным давшую великолепие. Потом показывает он, что совершили укрепленные сим гласом.

Евфимий Зигабен

Глас Господень в крепости, глас Господень в великолепии

Глас Господень в крепости

Глас, говорит, Господа бывает в том муже, который крепок против страстей. Сей голос укрепляет его и подает советы, что делать ему.

Василий Великий говорит: Как в колесе бывает голос, так в крепости состоит голос Господа. Ибо кто может все в укрепляющем Христе, тот слышит заповеди Господа и исполняет (их). Итак голос Господа не в слабой и изнеженной душе, но в производящей с силою и крепостию добро.

глас Господень в великолепии

Глас Господа, говорит, бывает в великолепном муже, то есть, презирающем земное и мудрствующем о небесном. Посему крепостью, о которой сказал выше, изображается упражняющийся в деятельной добродетели, а великолепием, о котором говорит здесь, указывается занимающиеся добродетелью созерцательною.

Тот же Василий: Величие есть добродетель, производящая великое прекрасно.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Глас Господень в крепости, глас Господень в великолепии.

Сия похвала, приписуемая Божественному гласу, весьма изрядно приличествует обоим толкованиям, то есть, и простому и таинственному. Ибо глас Господа, повелевшаго водам в начале творения всех вещей разделитися и собратися в недра земли, да не возвращаются покрывати ю, не был глас тщетный и бездейственный, ниже подобный гласу грома, который обыкновенно ничего кроме великаго звука не производит: но был глас, исполненный силы, величества и славы, за которым вскоре последовало действие. Тако и глас Евангельския проповеди, от Самого Бога начало восприемшия, и от Христа и Апостолов распространившияся, не был глас тщетный, составленный из единаго звука слов, каков есть глас многих витиев и философов: но был глас наидействительнейший, чудесами и знамениями сопровождаемый. К действию гласа относится оное слово, в крепости, а к славе чудес оное речение, в великолепии, или, как в Еврейском тексте читается, в красоте и сиянии. Отсюду и апостол Павел в первом послании к Коринфяном глаголет: слово мое и проповедь моя не в препретельных человеческия премудрости словесех, но в явлении духа и силы (1Кор. 2:4). И в первом послании к Солуняном: благовествование наше не бысть к вам в слове точию, но и в силе, и в Дусе Святе (1Фес. 1:5).

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Прот. Григорий Разумовский

Глас Господень в крепости, глас Господень в великолепии

Здесь гласу Господню пророк приписывает два качества: крепость, или силу, и великолепие, или необычайную красоту. Оба эти качества можно усматривать в природе вещей видимых и невидимых. Глас Господа везде, где только он не проявлялся, при творении ли, или промышлении о мире, всегда был исполнен силы, величества и славы и сопровождался непременно соответствующим ему действием: рече и бысть тако. Так и глас евангельской проповеди, от Самого Бога Отца восприявший начало и чрез Христа и апостолов распространившийся по всему миру, не был гласом тщетным и бездейственным, как глас языческих философов и ораторов, но был исполнен духа и силы, «не в препретелных человеческия премудрости словесех» состоял, но «в явлении духа и силы», как говорит апостол (1 Кор.2:4), «не в слове точию, но и в силе, и в Дусе Святе» (1 Сол. 1:5). Что касается до великолепия гласа Господня, то о нем весьма ясно свидетельствуют апостолы и евангелисты. Так, апостол Петр говорит, что Господь Иисус Христос принял от Бога Отца честь и славу, «гласу пришедшу к Нему от велелепныя славы» (2 Пет. 1:17).

Объяснение священной книги псалмов.