Толкования на Пс. 29:7

Свт. Василий Великий

Аз же рех во обилии моем: не подвижуся во век

Как множество продаваемого на рынке составляет обилие города и ту страну называем обильною, которая приносит много плодов, так и в душе есть некоторое обилие, когда она исполнена всякого рода делами. Надобно, чтобы и она сперва была тщательно возделана, потом напоена обильными потоками небесных вод; тогда может приносить плод «на тридесять, и на шестьдесят, и на сто» (ср.: Мк.4,20) и сподобиться следующего благословения: «благословены житницы твои и останцы твои» (Втор. 28,5). Посему чувствующий свою твердость с уверенностью скажет и подтвердит, что его не искоренит противник, как полную ниву, которую благословил Господь.

Беседы на псалмы. Беседа на двадцать девятый псалом.

Свт. Афанасий Великий

Аз же рех во обилии моем: не подвижуся во век

Объясняет причину падения. Поелику, говорит, во время благоденствия думал я о себе много; то за это самое и приведен в смущение. Случилось же со мною это, не потому что Ты навел меня на то, но потому что отвратил только от меня лице Свое. Итак, поелику без Твоей силы не можем и стоять, то соделай, чтобы исполнять мне волю Твою и чтобы снова воссияла лепота души моей. Такую надежду имели и Адам, живя в раю до обольщения, и Езекия, победив ассириянина, чему ясно учит книга Паралипоменон, говоря, что вознесеся сердце Царя Езекии (2 Пар. 32,25).

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Аз же рех во обилии моем: не подвижуся во век

Сего надеялся и Адам, до обольщения жительствовавший в раю, и Езекия, победивший Ассириянина, о чем ясно извещает книга Паралипоменон, говоря, что «вознесеся сердце» царя Езекии (2Пар.32:25).

Евфимий Зигабен

Аз же рех во обилии моем: не подвижуся во век

Сии слова произносятся от лица Давида и Езекии: когда они находились в счастье, думали, что не будут несчастны никогда. Ибо изобилием называется богатое состояние, а движением—потеря такового благосостояния и богатства.

По словам Василия Велик. Изобилие принадлежит душе, исполненной всякого рода дел. Она должна быть прежде охотно возделана и тогда уже утучниться от изобильного влияния небесных вод, чтобы могла принести плод одно в тридцать, другое в шестьдесят и сто и получить то благословение, которое говорит: благословены житницы твои и остатки твои (Вт. 28,5). Также Василий говорит, что слова сии были причиною, по которой Бог попустил Давиду согрешить. Поелику, говорит, будучи укрепляем благодатью Божиею, он возмечтал некогда о себе до того, что дерзко сказал: я сказал в изобилии моем, что буду неподвижен; то посему справедливо предан искуситель (тол. на 37-ой псалом).

Еп. Ириней (Орда)

Аз же рех во обилии моем: не подвижуся во век

Благоденствие, которым псалмопевец, по милости Божией, наслаждался, привело его к высокомерию (исчисление народа; 2 Цар. 24:2, 3) и самоуверенности (не подвижуся); тогда Бог разгневался (отвратил лице), послал язву и таким образом привел царя в страх. Он стал молить его здесь не только от собственного имени, но во имя всего народа, так как народ потерпел на себе следствие его греха, Господь услышал его, обратил его скорбь в радость, чтобы дать ему повод к прославлению Его, что псалмопевец и исполнил.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 7-8 Аз же рех во обилии моем: не подвижуся во век. Господи, волею твоею подаждь доброте моей силу: отвратил же еси лице твое, и бых смущен

Грех Давида, за который Господь покарал Его, состоял в следующем. Обезопасив границы своего государства от врагов, упоенный военным успехом и внутренним спокойствием, он решился сделать подсчет своим подданным. Акт, сам по себе безразличный, явился преступлением пред Богом за внутренние мотивы к нему: Давид дошел до самопоклонения, забыл того Господа, Которому он и обязан своими успехами в победах. За это-то Господь и «сокрыл лице» Свое, наслал кару.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 7–8 Аз же Рех во обилии моем: не подвижуся во век. Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу: отвратил же еси лице Твое, и бых смущен

Во обилии – значит: в состоянии избытка, или довольства, в цветущем состоянии, в благоденствии. Не подвижуся – значит: не поколеблюсь, не потерплю перемены. Давид говорит здесь и далее о разных переменах в своей судьбе. Было время, как бы так говорит он, когда и я благоденствовал, жизнь моя текла в состоянии избытка, в довольстве, и я, в ослеплении своем, уповая на временное счастье, мечтал, что такое счастье никогда не изменится для меня. Так именно было, когда Давид, после поражения филистимлянина Голиафа, любим был царем Саулом и еще более сыном его Ионафаном и прославился во всем царстве Израильском и в короткое время сделался военачальником и зятем царя. Воспоминая о сем счастливом времени, Давид говорит: аз же Рех во обилии моем: не подвижуся во век.

В следующем затем изречении слово подаждь в переводе с еврейского читается в прошедшем времени: подал, а потому, по связи с предыдущим, смысл этого изречения будет таков: когда я, говорит, безрассудно счастье мое приписывал собственным заслугам, не рассудив того, что Ты, Господи, волею Своею подал доброте моей силу, тогда Ты отвратил лицо Свое от меня, Саул изменил свои отношения ко мне, из друга и тестя сделался ожесточенным врагом моим, и я вдруг лишился всего благосостояния и оттого бых смущен, т.е. потерял прежнюю самоуверенность и подвергся бедствиям и несчастьям.

Объяснение священной книги псалмов.