Толкования на Пс. 30:7

Свт. Афанасий Великий

Возненавидел еси хранящыя суеты вотще: аз же на Господа уповах

Возненавидел ecи хранящия суеты вотще. Суетами называет развлечения настоящей жизни, занимаясь которыми трудимся над суетою. За хранящим суеты идет во след тщета.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 7-9 Возненавидел еси хранящыя суеты вотще: аз же на Господа уповах. Возрадуюся и возвеселюся о милости Твоей, яко призрел еси на смирение мое, спасл еси от нужд душу мою и неси мене затворил в руках вражиих, поставил еси на пространне нозе мои

«Возненавидел еси хранящия суеты вотще». Они, говорит Пророк, не на Тебя возложили упование, но водятся своими суетными помыслами; а Тебе обычно от таковых совершенно отвращаться.

«Аз же на Господа уповах». «Возрадуюся и возвеселюся о милости Твоей»; потому что и во время бедствий призываю Твою помощь, и пользуясь уже оною, причину благ приписываю Твоему человеколюбию.

«Яко призрел еси на смирение мое, спасл еси от нужд душу мою». «И неси мене затворил в руках вражиих, поставил еси на пространне нозе мои». Водясь всегда сими разсуждениями, не обманывался я; потому что, неоднократно впадая в устроенныя врагами засады, быв уже в самых распростертых для меня сетях, избегал я уловляющих. Сие выразил Пророк словами: «неси мене затворил в руках вражиих». И история извещает, что, не один раз окруженный Саулом, даже запертый в пещере, избегал рук его; в другое же время спасся от Гефеев, притворившись безумным.

Евфимий Зигабен

Возненавидел еси хранящыя суеты вотще: аз же на Господа уповах

Возненавидел ecи хранящыя суеты вотще

Отвращался, говорит, Ты, Господи, от Авессалома и друзей его, которые довольно времени хранят пустые советы свои в рассуждении меня и не раскаиваются, надеясь на самих себя. Прибавлено—тщетно—вместо—бесполезно, излишне. Ибо не достигнут цели своей хранящиее вышеозначенные пустые замыслы.

Некто говорит: Ты с ненавистью отвратился от тех, которые гоняются за суетою, то есть, за развлечениями настоящей жизни: занимающейся оными вотще и напрасно трудятся. Суета, будучи ненавидима, делает ненавистными и хранящих ее (у Никиты), Или суетою называет богатство и благоденствие, о коих заботимся, как о благонадежных (в Катен.).

Аз же на Господа уповах

Я, говорит, на Тебя, Господи, уповал, а не на суеты и хитрости, как они.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Возненавидел еси хранящыя суеты вотще: аз же на Господа уповах.

Дает другую причину, чего ради в руце Божии предает жизнь свою: понеже де Бог ненавидит тех людей, которые не уповают на помощь Его, но надеются на суетныя вещи, которыя никакой помощи принести не могут, каковы суть те, которые наблюдают сны, счастливыя и несчастливыя встречи, или птичьи полеты, или бесовския мечты, как то делал Саул, который вопрошал пифониссу (1Пар. 10:13). Можно также под именем суеты разуметь суетную хитрость человеческую, или суетныя усилия людей, которыя будучи предприемлемы без Бога, или еще и против Бога, никакой силы не имеют. Для того не без причины присовокупляется слово вотще, аки бы сказал Пророк: пусть иные вотще уповают на суетныя вещи; но я не примечаю, ниже взираю на сии суеты, кольми паче не уповаю на них, но надеюся на Господа.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Возненавидел еси хранящыя суеты вотще: аз же на Господа уповах

Бог ненавидит таких людей, как его враги, людей, которые полагаются не на Бога, но на суетные вещи; в противоположность им псалмопевец единственно надеется на Господа, и Он поэтому несомненно поможет ему в настоящем бедствии, освободит от власти врагов, и таким образом доставит ему радость и торжество. Но эта помощь, хотя и столь несомненно ожидаемая, еще только в будущем; ввиду же величайшего бедствия, в каком псалмопевец теперь еще находится, место уверенности заступает слезная молитва, мотивируемая трогательным изображением печального положения. Поистине это положение ужасно; и душевно, и телесно бедствует он, стал предметом насмешек, поношения и смертельной ненависти.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Возненавидел еси хранящыя суеты вотще: аз же на Господа уповах

Я свою жизнь вверяю Тебе, ненавижу идолов и за оказанные мне милости буду воспевать Тебя

Давид спасался в Секелаге, под защитой царя Анхуса и язычников. Но эта защита, не лишая Давида благодарного чувства к своим покровителям, не могла привязать его к ним по религиозным побуждениям: они почитают идолов, ложных богов и тем оскорбляют единого истинного Бога - Иегову. Эти-то верования Давид и ненавидит, и они-то не могут сблизить его с язычниками и вселить в него любовь и уважение к ним.

Прот. Григорий Разумовский

Возненавидел еси хранящыя суеты вотще: аз же на Господа уповах

Суеты, от слова «суета», значит: суетность, пустота, тщетность. Хранящий суеты вотще – значит: люди, преданные суетным, бесполезным предметам, любящие суетное и надеющиеся на суетные вещи, которые никакой помощи и никакой вообще пользы принести не могут, каковы, например, идолопоклонники, надеющиеся на своих идолов, а также все те, которые наблюдают сны, счастливые и несчастливые встречи, или птичьи полеты, или гадания, волшебства и ворожбы, как, например, делал Саул, который обращался к волшебнице для определения будущей судьбы своей (1 Цар. 28 и след.). Под именем хранящих суеты разумеются здесь также и те, которые для достижения своих целей употребляют человеческую хитрость или такие усилия, которые, будучи предприняты без Бога или даже вопреки воле Божией, никакого значения не имеют. О них псалмопевец и говорит: Тебе, Господи, ненавистны те люди, которые не взирают на силу Твою, а уповают на суетные вещи, которые никакой пользы доставить не могут; что же касается до меня, то я нисколько не обращаю на них внимания, но надеюсь на единого Господа Бога.

Объяснение священной книги псалмов.