Толкования на Пс. 30:8

Свт. Афанасий Великий

Возрадуюся и возвеселюся о милости твоей, яко призрел еси на смирение мое, спасл еси от нужд душу мою

Возрадуюся и возвеселюся, поправ печаль и прочие страсти.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Возрадуюся и возвеселюся о милости твоей, яко призрел еси на смирение мое, спасл еси от нужд душу мою

См. Толкование на Пс. 30:7

Евфимий Зигабен

Возрадуюся и возвеселюся о милости твоей, яко призрел еси на смирение мое, спасл еси от нужд душу мою

Возрадуюся и возвеселюся о милости Твоей

Давид употребляет здесь одинаковые слова для того, чтобы выразить великость удовольствия, которое имел получить; или – возрадуюсь и возвеселюсь – имеют различие между собою. В последнем случае смотри касательно сего изъяснение 3-го ст. 9-го псалма, то есть, слов: возвеселюсь и возрадуюсь о Тебе. Возвеселюсь, говорит, о милости Твоей, которую Ты покажешь мне – заслуживающему милости по причине зол, которым я подвергся.

яко призрел ecи на смирение мое

Смирение – иногда означает неимение гордости, а иногда – злострадание и бедствие тела, как здесь. Я, говорит, уверен, что Ты, Господи, призрел на злострадание, испытываемое мною от моих гонителей. Ибо, как он сказал в другом месте, очи Господни на праведных (Пс. 33,16).

спасл ecи от нужд душу мою

См. Толкование на Пс. 30:9

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 8–9 Возрадуюся и возвеселюся о милости Твоей, яко призрел еси на смирение мое, спасл еси от нужд душу мою, и неси мене затворил в руках вражиих, поставил еси на пространне нозе мои

Смирение иногда означает отсутствие, неимение гордости, изгоняемой из сердца самим человеком; иногда же под словом смирение разумеется злострадание, униженное или бедственное, угнетенное состояние, в которое человек поставляется обстоятельствами или другими людьми по допущению Божию. Здесь, в выражении: яко призрел ecи на смирение, – это слово имеет и то, и другое значение, особенно же последнее, т.е. «злострадание» (2 Цар. 16:5–10), которому подвергся Давид вследствие заговора от Авессалома. В изречении: неси мене затворил – слово неси составлено из отрицательной частицы не и вспомогательного глагола еси (не еси – неси), и самое изречение может быть иначе выражено так: не затворил еси мене. Выражение поставил ecи на пространне нозе мои означает то, что Давид, помощью Божией освободившись от утеснения врагов, получил покой и простор для своей деятельности, что он и приписывает всецело милости и помощи Божией, и по сему случаю спешит выразить свои радостные чувства: хотя и многие скорби претерпел я, говорит он, подвергшись уничижению и изгнанию от врагов, но уповая на Тебя, Господи, я сподобился от Тебя великой милости, за которую мне остается только радоваться и веселиться, потому что Ты призрел на мое уничижение во время гонений, сохранил жизнь мою и избавил ее от всех бедствий и мучений, не попустил мне впасть в руки врагов моих, хотя я и много раз был в такой опасности, освободил от стесненных обстоятельств и дал мне возможность спокойной жизни и свободной деятельности.

Объяснение священной книги псалмов.