Толкования на Пс. 30:19

Свт. Афанасий Великий

Немы да будут устны льстивыя, глаголющыя на праведнаго беззаконие, гордынею и уничижением

Немы да будут устны льстивыя. Умоляю о том, чтобы онемели враги. А это будет, если просветишь лице Твое.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Немы да будут устны льстивыя, глаголющыя на праведнаго беззаконие, гордынею и уничижением

Пророк предрекает здесь смерть Ахитофелу, который, будучи другом и советником Давида, обнаружил давнее притворство, подвиг язык на несделавшаго ему обиды. Совет же его справедливо назвал «гордынею и уничижением»; потому что сына возбуждал против отца, к совершению убийства.

Евфимий Зигабен

Немы да будут устны льстивыя, глаголющыя на праведнаго беззаконие, гордынею и уничижением

Коварными называет уста Ахитофела, как скрывавшие древнее коварство, которое он имел против Давида, и не обнаруживавшие сего дотоле. Они то и онемели, потому что он, спустя немного времени, удавился. А праведным Давид называет самого себя, как не обидевшего ни Авессалома, ни Ахитофела, ни какого либо друга и сообщника их. Беззаконием—называет совет против Давида, данный Авессалому Ахитофелом: он был беззаконный, поелику подстрекал сына к умерщвлению отца его. Гордынею, так как Ахитофел с надменностью говорил, что он может пойти на целую ночь и, напавши на войско Давида, умертвить его; уничижением—поелику Ахитофел поносил и уничижал Давида, как написано: и сказал Ахитофел Авессалому: изберу себе двенадцать тысяч мужей, встану и пойду в погоню за Давидом ночью и настигну его; и как он утружден и с ослабевшими руками, то я устрашу его; и весь народ побежит с ним и я поражу одного только царя, а весь народ возвращу к тебе, подобно тому как возвращается невеста к мужу своему; так как и ты ищешь души одного мужа, тогда всему народу будет мир» (2 Цар. 17,1).

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Немы да будут устны льстивыя, глаголющыя на праведнаго беззаконие, гордынею и уничижением.

Сие глаголет пророческим духом о злых советниках Авессаломовых, а наипаче о Ахитофеле, который был главный советник Авессаломов, подавший зловредный совет против Давида; но Богу разрушившу совет его, посрамлен был: ибо не стерпя стыда, удавился, и тако низшел во ад нечестивый сей, и уста его вечным молчанием заградилися, как повествуется во второй книге Царств, в гл. 17. Впрочем прилично нарицается Ахитофел нечестивым, понеже сына к отцеубийству склонял: и уста его прилично также нарицаются льстивыми, Поелику чрез долгое время притворялся быть верным другом Давиду; но как скоро представился случай, тотчас вероломство свое изменою доказал. Следующия слова, устны глаголющия на праведнаго беззаконие, гордынею и уничижением, показывают, что льстивыя уста клеветников достойно и праведно наказаны вечным молчанием; понеже ложь глаголали против невиннаго Давида, который никакой обиды не сделал ни Ахитофелу, ни Авессалому, ни сообщникам их, кои глаголали беззаконие гордынею и уничижением, то есть, составили совет беззаконный с величайшею гордостию и презрением. Ибо сия проклятая гордость делает людей толико дерзкими, что они готовы бывают сделать всякую несправедливость.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Прот. Григорий Разумовский

Немы да будут устны льстивыя, глаголющыя на праведнаго беззаконие, гордынею и уничижением

Выражением устны льстивыя указывает псалмопевец опять на того же Ахитофела, о котором шла речь в предыдущем стихе. Этот беззаконный и гордый человек состоял в числе людей близких к царю и льстивыми словами и речами долгое время притворялся верным другом Давида, но как скоро представился случай, он тотчас же изменою ему доказал свое вероломство и лицемерие. А потому словами: немы да будут устны льстивыя и проч. – пророк ясно показывает, что льстивые уста клеветников достойно и праведно наказаны будут вечным молчанием (во аде немы); потому что они изрыгали ложь и хулу против неповинного Давида, не сделавшего никакой обиды, никакого зла ни Ахитофелу, ни Авессалому, ни сообщникам их, которые глаголали на праведного беззаконие гордынею и уничижением, т.е. составили против законного царя Давида беззаконный совет, с величайшею гордостью и презрением. Таково свойство гордости, что она делает людей настолько дерзкими, что они готовы бывают говорить и делать всякую несправедливость.

Объяснение священной книги псалмов.