Толкования на Пс. 31:3

Свт. Афанасий Великий

Яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день

См. Толкование на Пс. 31:2

Блж. Феодорит Кирский

Яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день

Давид, когда соделал оный грех, не тотчас воспользовался врачевством покаяния, но по обличении Нафаном. Потому и взывает здесь: поелику не показал я врачу струпа в туже минуту, как был уязвлен, но умолчал, покушаясь его скрыть; то состарелся, вопия и обвиняя грех.

Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Евфимий Зигабен

Яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день

Яко умолчах

Блаженны, говорит, выше упомянутые: они в крещении без труда очистились от своих грехов и пребыли в сей чистоте, не сделав после крещения грехов. Почему ж ублажаю их? Потому, говорит, что я, по учинении греха столько изнемог от трудов покаяния, что – умолчал –и не могу говорить. Последующим, то есть, молчанием, Давид выражает предыдущее, то есть, бессилие, происшедшее от покаяния.

обетшаша кости моя от еже звати весь день

И это, говорит, есть причина моего молчания: от многих голосов, которые воссылаю к Богу о помиловании, я не могу говорить. А костями Давид изображает телесную свою силу, так как кости дают крепость всему телу. Сказал, – обветшали, вместо – изнемогли, так как все ветхое слабо, бессильно: изнемогли, говорит, и ослабили силы мои; а вседневным выразил – всегдашнее. Ибо всякий раз, как только приключались Давиду скорбь и искушение, он воспоминал оба свои преступления и плакал, представляя себе, что по причине тех грехов случаются в жизни его искушения. Ибо как за любодейство и убийство (которое он сделал) в древнем законе Божием полагается смертная казнь (и любодей и убийца были умерщвляемы); то посему Давид и избегнул смерти, получив, прощение оной, по исповедании пред пророком Нафаном: я согрешил, который и сказал ему: не умрешь (2Цар. 12,13); но о бедствиях и несчастьях было предвозвещено, что они имеют последовать в доме его за сии грехи его. Помышляя о них, Давид печалился в сердце и скорбел.

Феодорит говорит: Поелику Давид почти целый год оставался без исповедания и не показал тотчас рану врачу, но молчал, стараясь скрыть любодейство и убийство, доколе не обличил его Нафан, то посему здесь говорит, что я состарился от вопля и обвинения себя во грехе.

Толковая Псалтирь.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день,

Предложив блаженство праведных, оплакивает бедность свою, аки бы тако глаголя: те убо блажени суть, аз же окаянен есмь; ибо не токмо невинности не сохранил, но и чрез долгое время отлагал исповедать грех и прощения просить. А понеже прияв язву не скоро оную врачу показал, но умолчал, и скрыть отважился: сего ради праведно понес наказание, которое претерпевая, так изнурился, что и самыя кости мои ослабели и вся крепость моя увяла. В самом деле, Давид чрез долгое время грех прелюбодеяния умалчивал, паче же и многими ухищрениями скрыть его тщился. Ибо, во-первых, Урию разными способами склонить покушался: чтоб с женою своею преспал, дабы сын, от прелюбодеяния зачатый, почтен был за собственнаго сына Урии; потом, когда Урия в дом свой пойти не хотел, Давид присовокупил беззаконное убийство, дабы чрез то прикрыть стыд прелюбодеяния, и имеющему чрез девять месяцев родиться сыну быть законным отцем. Однако и по сих не скоро Давид грех свой исповедал, но ожидал, донележе сын родится: но и тогда не стал бы, может быть, оплакивать греха, ежели бы не увещал его пророк Нафан. Таким образом чрез целый год, а может быть и больше, Давид в тине греха лежал, и исповедь отлагал. Сего ради глаголет: яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Прот. Сергий Терновский

Яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день

Яко у молчах, обетшаша кости моя. Умолчах, яко обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день, так соединяет Афан. То есть перестал молиться потому, что утомился оттого, что весь день взывал к Тебе. Ст. 6. Обаче в потопе вод многих к Нему не приближатся. Всяк преподобный будет молить Тебя, и так будет огражден Твоим промыслом, что ежели впадет в различные бедствия, наподобие вод, которые могли бы потопить его, то и тогда препобедит все скорбное.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.

Лопухин А.П.

Ст. 3-4 Яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день, яко день и нощь отяготе на мне рука Твоя: возвратихся на страсть, егда унзе ми терн

Когда я скрывал свой грех, то испытывал сильные мучения

«Когда я молчал» - покаяние Давида в содеянном преступлении совершилось через год, что можно видеть из сопоставления XI и XII гл. 2 Цар. - «Обветшали кости мои от вседневного стенания моего». Голос совести мучил Давида и он повседневно терзался от сознания совершенного им проступка. Эти мучения совести рассматриваются им, как «тяготение руки Господней», последствием чего было измождение Давида со стороны физической - потеря бодрости и свежести.

Прот. Григорий Разумовский

Яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день

Умолчах значит: промолчал, не говорил, когда следовало бы говорить. Обетшаша значит: устарели, изнемогли, истончились. Выражение: от еже звати ми весь день – с еврейского переведено: «от вседневного стенания моего». В этом стихе Давид говорит о том ужасном нравственном и физическом мучении, какое он испытал в состоянии грехопадения, предшествовавшем его раскаянию. Так как я, говорит, не тотчас после грехопадения исповедал пред Богом грех свой и вместо того, чтобы принести чистосердечное раскаяние в нем, я молчал (умолчах), думал скрыть свой грех посредством разных ухищрений, то все это причиняло мне тяжкое душевное страдание, и не только душевное, но и телесное, потому что от вседневного стенания и воздыхания моего обветшали кости мои.

Объяснение священной книги псалмов.