Толкования на Пс. 31:8

Свт. Афанасий Великий

Вразумлю тя, и наставлю тя на путь сей, в оньже пойдеши: утвержу на тя очи Мои

См. Толкование на Пс. 31:7

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 8-10 Вразумлю тя, и наставлю тя на путь сей, в онь же пойдеши: утвержу на тя очи Мои. Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к Тебе. Многи раны грешному: уповающаго же на Господа милость обыдет

Вразумлю тя, и наставлю тя на путь сей, в онь же пойдеши: утвержу на тя очи Мои

То есть, тебя, совратившагося и познавшаго заблуждение, снова изведу на правый путь, и вложу в тебя познание и ведение онаго; возвращу и прежнее к тебе благоволение. А сие выражение: «утвержу на тя очи Мои», – взял Пророк с человека, который расположен к кому-нибудь благоприязненно, и желает непрестанно смотреть на него. Ибо, как гневающийся отвращает, повидимому, лице, так и благосклонность свою изъявляет человек внимательностию. Посему и в другом месте Пророк сказал: «призри на мя, и помилуй мя» (Пс.85:16); и еще: «не отврати лица Твоего от мене» (Пс.26:9). И сам Бог говорит чрез пророка Иеремию: «обратитеся ко Мне, и обращуся к вам» (Зах.1:3). После сего пророческое слово предлагает совет, живущим беззаконно не подражать неразумию скотов, а праведным – иметь всегда божественное веселие. Говорит же так:

Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к Тебе

То есть, даю вам совет не соревновать в неразумии коню и мску. А если не послушаетесь; то, подобно им, и вы будете иметь на себе брозды и узду. Означает же ими наказание, почему и присовокупил:

Многи раны грешному

Так, предложив им сие наставление, переходит к другому сонму.

уповающаго же на Господа милость обыдет

Потому что всякий человек, хотя и украшен преспеянием в добродетели, имеет нужду в Божией благодати. Почему и божественный Апостол взывает: «благодатию есте спасени чрез веру: и сие не от вас, Божий дар» (Еф.2:8).

Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Евфимий Зигабен

Вразумлю тя, и наставлю тя на путь сей, в оньже пойдеши: утвержу на тя очи Мои

Вразумлю тя и наставлю тя на путь сей, в оньже пойдеши

Здесь поставлено – пресечение псалма, которое означает перемену последования лиц. Ибо сии и ниже следуют слова сказываются от лица Божия, ответствующего гласом умственным, слышимым святыми пророками: Я тебя вразумлю, как тебе быть выше окруживших тебя искушений, говорит Бог Давиду; и Я буду сопутствовать тебе на предлежащем оном пути чувственной и мысленной брани твоей. Ибо βιβω — значит иду; а сочинение здесь безразлично, потому что в выражении пойду с тобою (σιμβιβω σε) - σε – поставлено в винительном падеже вместо дательного – σοι по противупадежию.

утвержу на тя очи Мои

Не только, говорит, просто буду взирать на тебя, но и неуклонно, как делают те, которые во время брани или борения помогают кому либо: они напрягают глаза свои на сражающегося, дабы тотчас как только увидят его в опасности, помочь ему. Мы неоднократно говорили, что Божественное Писание представляет действия Божии в виде человеческих стремлений и – примеры снисходительные к немощи слушателей – для содействия их разумений.

Толковая Псалтирь.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Вразумлю тя, и наставлю тя на путь сей, в оньже пойдеши: утвержу на тя очи мои.

Господь ответствует на молитву раба Своего, и обещает требуемую помощь, которая состоит в следующих трех пособиях: первое, во внутренней мудрости, дабы мог предохраняться от наветов вражиих и различать друзей от неприятелей. Вразумлю тя, то есть, дам тебе разум и мудрость. Второе, во внешней помощи со стороны особливаго промысла Божия, без которыя и самые благоразумнейшие люди многим подпадают опасностям, что означают оныя слова: наставлю тя на путь сей, в оньже пойдеши, или, как в Еврейском тексте изображено: покажу ти путь, то есть, сопровожду тя во всех путях, куда бы ты ни пошел. Сие наипаче относится к деяниям, которыми управляет Бог, показывая нам путь и сопровождая нас на подобие вождя, когда помощию благодати Своея творит, да не заблуждаем на пути нравственном и да не впадаем в сети врагов, наипаче невидимых. Третие, в непрестанном продолжении благодати, яко в таком благодеянии, которое свойственно одним токмо избранным. Утвержу на тя очи Мои, то есть, не отвращу от Тебе очей Моих, но присно оком благоволения буду взирать на тя: и тако внутрь убо помощию благодати, вне же помощию промысла всегда буду присущ тебе.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Вразумлю тя, и наставлю тя на путь сей, в оньже пойдеши: утвержу на тя очи Мои

Бог отвечает на его молитву, уверяя его, что Он просветит его, укажет ему правый путь и поможет ему Своею благодатною помощию (утвержу очи Мои). Утвердить или направить очи, – здесь очевидно милостивый взор, – значит всегда присутствовать с Своею благодатию.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 8-9 Вразумлю тя, и наставлю тя на путь сей, в оньже пойдеши: утвержу на тя очи Мои. Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе

Господь милостив к людям и заповедует им не противиться Его воле и воздействию, как противятся укрощению дикие кони, и тогда праведный пред Ним будет радоваться, а нечестивый - испытает много скорбей

Представляется говорящим Бог. Господь всегда наблюдает и промышляет над человеком, направляя его на путь истины. Одним из таких воздействий Бога на человека является голос совести, которого должно слушаться, а не упорствовать, как дикие лошади и лошаки, челюсти которых нужно обуздывать, чтобы сделать этих животных пригодными для службы человеку. Такою уздою нужно считать бедствия, насылаемые Богом на человека в целях вразумления последнего, укорачивания, обуздания его диких греховных влечений. Бог желает и ждет от человека добровольного послушания Себе, искреннего пред Ним покаяния.

Прот. Григорий Разумовский

Вразумлю тя, и наставлю тя на путь сей, в оньже пойдеши: утвержу на тя очи Мои

После того как выразил благодарные чувства к Богу за освобождение от бедствий и скорбей и просительную молитву о избавлении от окружающих врагов, псалмопевец слышит уже в своем сердце кроткий, отеческий, успокаивающий голос Господа. Господь на его молитву отвечает ему: не бойся, если за свои грехопадения ты и подвергаешься Божественному правосудию, то не как гневный мститель Я буду наказывать тебя, но как соединяющий правду с благостью. Я только отечески вразумлю тебя Моими наказаниями, наставлю тебя на правый путь исполнения Божественного закона, по которому тебе нужно идти, буду руководить тебя на этом пути, постоянно устремляя на тебя очи Мои, т.е. буду взирать на тебя оком благоволения Моего, помогая благодатью Моею в твоей деятельности и оберегая всеведущим Промыслом от опасностей заблуждения.

Объяснение священной книги псалмов.