Толкования на Пс. 32:2

Свт. Афанасий Великий

Исповедайтеся Господеви в гуслех, во псалтири десятоструннем пойте ему

См. Толкование на Пс. 32:1

Свт. Василий Великий

Исповедайтеся Господеви в гуслех, во псалтири десятоструннем пойте ему

Сперва должно исповедаться Господу в гуслех, то есть телесные действия производить стройно. Поскольку мы грешили телом, когда «представили уды» наши «рабы» греху «в беззаконие» (ср.: Рим. 6,19), то и исповедуемся телом, употребив то же орудие к истреблению греха. Ты злословил? Благословляй. Ты лихоимствовал? Отдай. Ты упивался? Постись. Ты гордился? Смирись. Ты завидовал? Утешь. Ты убил? Претерпи мученичество или, что равносильно мученичеству, при исповедании изнури свое тело. И тогда по исповедании достоин ты петь Богу «во псалтири десятоструннем». Сперва должно исправить действия телесные, чтобы совершались согласно со словом Божиим, а потом уже восходить к созерцанию мысленного.

Псалтирем, может быть, называется ум, ищущий горнего, потому что орудие сие, по устройству своему, силу издавать звуки имеет вверху. Посему телесные действия исповедуются Богу как бы снизу, а тайны, возвещаемые умом, имеют причину свою свыше, так, как ум издавал бы звуки чрез Духа. Посему кто имеет в виду все заповеди и приводит их в себе как бы в созвучие и согласие, тот поет Богу на псалтири десятострунном, потому что десять есть главных заповедей, написанных при первом законодательстве.

Беседы на псалмы. Беседа на тридцать второй псалом.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 2-3 Исповедайтеся Господеви в гуслех, во псалтири десятоструннем пойте Ему. Воспойте Ему песнь нову, добре пойте Ему со восклицанием

Все же сие совершалось согласно с предписанным в законе богослужением; потому что употреблялись при богослужении и гусли, и кимвалы, и тимпаны, и другия музыкальныя орудия. А восклицание есть победный клик, каким победители сопровождают бегущих врагов. Но и нам приличествует сказанное в духовном смысле: и нам возможно себя самих устроить в благозвучный и всестройный орган, и всеми, и чувственными и умственными, способностями души песнословить Бога.

Евфимий Зигабен

Исповедайтеся Господеви в гуслех, во псалтири десятострунным пойте Ему

У древних иудеев был закон петь Богу посредством употребления гуслей, псалтири и других музыкальных орудий, как мы сказали прежде— в 6й главе предисловия, где изъяснили и то, какое различие имеет псалтирь от других орудий. Теперь мы должны знать и высший смысл оных (орудий). Под гуслями ты должен разуметь тело. Ибо оно устроено долу из земли: и Василий Великий, также и Дидим говорят, что в гуслях медь издает голос с нижней стороны, смотря по ударению в них орудием. Итак, исповедайте, говорит, то есть, благодарите Бога во первых гуслями, то есть, посредством тела—все те, которые освободились чудесно от мысленного Ассирианина—диавола; например: поститесь, плачьте, ложитесь на голой земле, пойте устами и другие дела деятельной телесной добродетели, какие только есть, приносите Богу в дар благодарения. Далее под псалтирею можем понимать ум. Ибо как на музыкальной оной чувственной псалтири полагалось десять струн и в верхней части ее заключалось то, что производило ее голоса, как мы сказали в предисловии: так и уму даны десять заповедей, кои внушены свыше—от Бога. Сохраняя их, поем Богу умственную песнь. Итак, говорит, вы—праведники, возблагодарив Бога гуслями тела—посредством деятельной добродетели, пойте Ему и на псалтири, то есть умом посредством созерцания.

Посему Василий Великий сказал: Ибо прежде надобно совершать действия посредством тела, так чтобы они были совершенно согласны с словом Божием и таким образом взойти к созерцании умственных предметов… в теле мы согрешили… телом должны исповедываться, употребляя то же самое орудие и к истреблении греха. Ты злословил прежде? Теперь благослови. Был любостяжателен? Отдавай. Пьянствовал? Постись. Гордился? Смиряйся. Завидовал? Молись. Убил? Сделайся мучеником или что равносильно мученичеству, изнури тело твое состоящим в трудах исповеданием.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Исповедайтеся Господеви в гуслех, во псалтири десятоструннем пойте ему:

Паки увещавает праведных, дабы хвалили и прославляли Господа не токмо гласом, но и мусикийскими орудиями, бывшими в употреблении у Еврейскаго народа. А в таинственном смысле, повелевает, дабы мы хвалили Бога не токмо словами, но и делами, а наипаче совершенным хранением десятословия, означаемаго здесь чрез псалтирь десятострунную, дабы люди, видя добрая дела наша, прославляли Отца нашего, Иже есть на небесех (Мф. 5:16).

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Исповедайтеся Господеви в гуслех, во псалтири десятоструннем пойте ему

Гусли, десятиструнная Псалтирь, см. об инструментах в введении к Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 2–3 Исповедайтеся Господеви в гуслех, во псалтири десятоструннем пойте Ему: воспойте Ему песнь нову, добре пойте Ему со восклицанием

В Церкви ветхозаветной, со времени Давида, по его установлению, принято было при богослужении прославлять Господа пением псалмов с аккомпанементом различных музыкальных инструментов (1 Пар.15:16–28, 16:5–6, 25:1–7). Из числа этих инструментов наиболее любимыми самим Давидом и его же руками устроенные (Пс. 151) были – струнные: гусли, или арфа (то же, что ныне цитра и гитара), инструмент, состоящий из пустого внутри и большею частью треугольного ящика, с натянутыми на нем струнами, на котором играли, ударяя по струнам прямо пальцами (1 Цар. 18:10) или особою палочкой, – и псалтирь, также род арфы, большею частью с 10 струнами, только натянутыми не на ящик, а на металлический ободок. Посему Давид и призывает верующих прославлять Господа пением псалмов, с игрою на гуслях и десятострунной псалтири. Но Православная Христова Церковь, по примеру Самого Иисуса Христа (Мк. 14:26) и апостолов (Еф. 5:19), славословит Господа только пением священных песней живым голосом, никогда не употребляя при этом никаких инструментов. Поэтому отцы и учители Церкви сказанное здесь о музыкальных инструментах, в применении к православным христианам толковали в духовном смысле. Так, в славословии посредством гуслей и в пении десятострунной псалтирью они усматривают повеление, чтобы мы хвалили Бога не только словами, но и делами, особенно же точным исполнением Десятисловия, дабы люди, «видя добрая дела (наша), прославляли Отца нашего, Иже на небесех» (Мф.5:16). Новая песнь противополагается здесь песни ветхой, которую обыкновенно поет человек ветхий, не обновленный духом ума своего, земная мудрствующий и земными услаждающийся. А «новую песнь» поет человек новый, «созданный по Богу в правде и преподобии истины» (Еф. 4:23–24), «горняя мудрствующий», услаждающийся вечными благами и хвалящий Бога даже тогда, когда терпит мучения, ведал, что «любящим Бога вся поспешествуют во благое» (Рим. 8:28). Словом, тот поет новую песнь Богу, кто совершенствуется в духовной жизни, «в предняя простираяся» (Флп .3:13), кто непрестанно делается новее в отношении к самому себе. Добре петь значит прославлять Господа «с нерассеянною мыслью и с искренним расположением». С восклицанием петь значит прославлять Бога в согласии, единодушии и единении любви, подобно тому как добрые воины, одерживающие победу над врагами, согласно издают радостные крики, сливая их в один нечленораздельный звук (Иоанн Златоуст. Толкование на Пс. 46 [5, с. 214–216]).

Объяснение священной книги псалмов.