Толкования на Пс. 32:5

Свт. Афанасий Великий

Любит милостыню и суд Господь, милости Господни исполнь земля

Любит милостыню и суд Господь. Этого требует от верующих в Него. Посему, любит милость к кающимся, но любит и суд на непреклонных. Подобно сему и Исаия говорит Богу: милость Твоя на мерилех (Ис. 28,17); потому что и милостыню подает Он с судом, весом и числом возмеряя по достоинству каждого. Милости Господни исполнь земля. Начинает доказывать, что Господь есть Творец всей твари и во-первых земли, которую исполнил милости, и которая не могла бы иначе и стоять, не быв ею исполнена. Конечно же, не состоялись бы и небеса, а равно и силы их, т. е. силы божественные и разумные, если бы не были поддерживаемы Словом Его.

Толкование на псалмы.

Свт. Василий Великий

Любит милостыню и суд Господь, милости Господни исполнь земля

Если бы суд Божий действовал сам по себе и со всею строгостью воздавал нам, чего стоят дела, нами совершенные, то какая бы была надежда? Кто бы из людей спасся? Ныне же «любит милостыню и суд». Как бы сопрестольною и даже председательствующею на царском престоле соделав «милостыню», изводит Он каждого на суд. «Аще беззакония назриши Господи, Господи, кто постоит» (Пс. 129,3)? Милостыня у Него не без суда, суд не без милостыни. Прежде суда любит милостыню и после милостыни приходит на суд. У Него сопряжены между собою милость и суд, чтобы одна милость не произвела в нас расслабления и один суд не довел до отчаяния.

«Милости Господни исполнь земля». Здесь отделяется милость от суда, ибо земля полна одною милостью Господнею, между тем как суд отложен до неопределенного времени. Посему здесь милость без суда, потому что пришел не «да судит мирови, но да спасется им мир» (ср.: Ин. 3,17). А там суд не без милости, потому что невозможно найти человека чистого «от скверны, аще и един день» бытия его (ср.: Иов. 14,4). Посему ежели кто возьмет во внимание, что повреждение с каждым днем распространяется и что тленный род человеческий достоин тысячи смертей, поскольку пребывает во грехах, то удивится богатству Божией благости, снисходительности и долготерпения. Однако же мы, пока на земле, имеем нужду в милости, ибо те, которые на небе, достойны ублажения, а не помилования. Или, может быть, по причине осуждения, произнесенного на нас за грех, землею называемся мы, которым сказано от Бога: «земля еси, и в землю отыдеши» (Быт. 3,19), и которые полны Божиих щедрот, ибо «сущих нас мертвых» грехами и «прегрешеньми» помиловав Бог, «сооживи Христом» (ср.: Еф. 2,5).

Беседы на псалмы. Беседа на тридцать второй псалом.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Любит милостыню и суд Господь, милости Господни исполнь земля

Господь милосердый любит милосердие в разумных тварях Своих. По Его благости и милости существует небо и земля и все, что на них, и милости Господней полна вся земля. Как же нам, разумным созданиям, не любить милости, или милостыни. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6:36).

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Феодорит Кирский

Любит милостыню и суд Господь, милости Господни исполнь земля

«Любит милостыню и суд Господь», потому что совершаемое Им повелевает всем принимать без пустаго любопытства и колебания в мыслях, заботиться же о жизни и украшать ее милостию и судом.

«Милости Господни исполнь земля». Надлежит уподобляться Творцу, говорит Пророк. Как Он домостроительствует с милостию и милосерд к обиженным, – так и мы должны обидевших преследовать судом, а обиженным оказывать милость. Ибо и человеколюбивый Владыка наш на Ассириян изрек суд, а нас сподобил пощады и человеколюбия. Так, сказав о Божием Промысле, Пророк начинает речь о создании и учит, что Бог, все создав, всем правит и промышляет о тварях, как о Своих собственных, а не чуждых Ему.

Евфимий Зигабен

Любит милостыню и суд Господь, милости Господни исполнь земля

Любит милостыню и суд Господь

Смотри, читатель, как Господь прежде суда любит милостыню. Потому то и ожидает покаяния грешников и не наказывает их, что это составляет свойство милостыни (милости). Но когда они не исправляются и болезнь их неизлечима, тогда наказывает, что свойственно суду. Или здесь мысль такая, что Господь каждый производимый Им суд соединяет с милостью, потому что чистого суда Божия—не растворенного никто не может перенести: если, говорит, на беззакония воззришь, Господи, Господи, то кто устоит? (Пс. 129,3). Или: любит Господь милостыню в покаявшихся и исправившихся, а суд и наказание в нераскаянных и неисправимых. Или: любит милостыню в настоящей жизни; ибо не пришел, говорит, судить мир (Иоан. 3,17), а суд, —в будущей. Такую мысль заключают и следующие слова: милость и суд воспою Тебе, Господи! (Пс. 100,1), то есть, я составлю песнь и хвалу Тебе Господу на милость и суд, то есть, что когда Ты придешь, то произведешь суд с милостию, как мы сказали. Милость соединяется с судом и на оборот суд с милостию; ни одна милость не произвела нерадения и лености, ни один суд не произвел отчаяния. А в отношении к Езекии имеют сии слова смысл тот, что Бог, помиловав Иерусалим осажденный, осудил осаждавших Ассириан.

Почему божеств. Василий говорит: Судия хочет тебя помиловать и одарить своими щедротами. Если найдет тебя, по учинении греха, смирившимся, много плакавшим по причине злых дел своих, то, что сделано тайно, без стыда объявляющим, просившим братий потрудиться вместе с тобою о исцелении тебя, вообще—сделавшимся жалостным; то он подаст тебе щедрую милостыню. Но если напротив того (найдет у тебя) сердце не распаянное, мысль гордую, неверие в будущий век, бесстрашие в отношении к суду, тогда Он возлюбит касательно тебя суд.

Слова Феодорита: Как Он употребляет милость по своему смотрению и обиженным оказывает щедрость; так и мы должны не праведным воздавать судом, а обиженным ими—милостью. Так человеколюбивый наш Владыка употребил суд против Ассириан; а нас удостоил пощады и человеколюбия.

Милости Господни исполнь земля

Полна, говорит, земля милости Господа. Потому что Господь милует всех людей, даже самых безбожных, злословящих Его. Ибо если бы не миловал их, не оставил бы их в живых. Впрочем верующих и исповедующих Его милует более, а не верных милует менее. Или: под милостию Господа ты должен понимать евангельскую проповедь, как исполненную милостию. Поелику дарована одним милосердием сотворившего нас Бога, Который, находясь везде, принимает поклонения по всей земле посредством учения Апостолов. За сим Давид обращает слово к прославлении Бога и, повествуя о чудесах Его, говорит:

Посему опять сказал божеств. Василий: Здесь разъединилась милость с судом. Ибо земля наполнена одною только милостию. Потому что ни одного человека нельзя найти чистым от скверны, хотя бы был один день бытия его (по словам Иова). Ибо, находясь на земле, мы имеем нужду в милости; а находящееся на небе достойны прославления, а не помилования.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Любит милостыню и суд Господь, милости Господни исполнь земля.

Святость словес и дел Господних происходит от святости воли, и потому прилично глаголет: любит милостыню и суд, то есть, любит первее сообщать дары милости Своея, а потом воздавать каждому по делам или награды, или наказания; и тако вси путие Господни суть милость и истина. В Еврейском тексте, вместо милостыни, читается: любит правду и суд. Что, ежели толковать по Еврейскому речению, как оно гласит, то разуметь должно, что в первой части стиха означается святость воли Божией со стороны правды, а во второй части, то есть в оных словах, милости Господни исполнь земля, означается та же святость со стороны милости. Но по переводу седмидесяти толковников, в первой части означается святость воли со стороны милости и правды; а во второй показывается, что милость разпространяется обширнее, нежели правда, и что щедроты Господни, как сказано инде, суть на всех делех Его (Пс. 144:9). Ибо свойство милости есть то, чтоб удалять бедность и недостатки; а в свете нет ничего такого, что бы не имело нужды в милости Божией: понеже все твари подвержены некоторому недостатку, а наипаче вещи тленныя, сущия под луною, несравненно большим подвержены недостаткам, нежели вещи нетленныя, сущия превыше луны, каковы суть звезды и планеты, которыя в сравнении с тленными вещами кажутся быть нетленными, и никакому недостатку не подверженными. И потому прилично Пророк глаголет: милости Господни исполнь земля; ибо под именем земли разумеются все вещи тленныя, Поелику земля есть обиталище не токмо людей и животных сущих на земле, но и рыб и птиц. Хотя бо птицы летают в воздухе, а рыбы плавают в водах, или, как псаломник выражает, преходят стези морския: однако и сии и оныя обретают покой на земле. Итак, все тленныя твари требуют многоразличныя милости Божией, сиречь, ово созидающия, ово сохраняющия, ово движущия, ово питающия, ово исправляющия. А люди, сверх всего сего, требуют еще милости предваряющия, сопровождающия, совозследствующия, прощающия грехи, вооружающия противу бесов, управляющия, покровительствующия и проч. Почему, весьма прилично сказал Пророк: милости Господни исполнь земля. Здесь еще заметить должно и то, что таковая милость, которая отъемлет все недостатки, совершенно свойственна есть единому Богу. Ибо не может отнять всех недостатков, разве Тот, Кто не имеет никакого недостатка, и потому есть безконечно совершен, вечен и всемогущ, якоже и святая церковь прилично провозглашает: Твое бо есть еже миловати и спасати нас, Боже!

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Любит милостыню и суд Господь, милости Господни исполнь земля

См. Толкование на Пс. 32:4

Прот. Григорий Разумовский

Любит милостыню и суд Господь, милости Господни исполнь земля

В псалмах часто говорится об этих двух главных свойствах существа Божия: благости, или милости Божией, и Его правосудии и говорится иногда вместе о том и другом, как в настоящем стихе, иногда же отдельно, но всего чаще – о первом из этих свойств, т.е. о милости, или милосердии Божием: этому свойству псалмопевцы отдают как бы преимущество пред правосудием. «Милостив Господь и праведен, и Бог наш милует» (Пс. 114:4–5); «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Пс. 102:8). По сему воззрению псалмопевцев на эти нравственные свойства существа Божия следует заключить, что благости и милости в Боге больше, чем строгости суда Божия. И такое воззрение оправдывается историей бытия мира и жизни всего человечества. Господь явил благость Свою в сотворении мира и человека и постоянно проявляет ее в промышлении о Своих тварях, но суд Свой проявляет только там, где усматривает противление Его Божественному промышлению. Даровав людям закон Свой и заповедав исполнять его, под страхом суда и наказания за нарушение, Он видит нарушителей закона и явных противников святой воли Его, но не тотчас же подвергает их суду Своему, а ожидает обращения и покаяния грешников и только нераскаянных и безбожников наказывает праведным судом Своим, а на раскаивающихся изливает Свое милосердие и прощает все грехи их. Значит, правосудие Божие растворяется Его милосердием. Любит Господь милостыню в настоящей жизни, потому что и Сына Своего, как говорит в Евангелии, послал в мир не для того, чтобы «судить мирови, но да спасется Им мир» (Ин. 3:17); а суд – в будущей (Мф. 25:31–46), отложив строгость и всеобщность суда до второго пришествия на землю Сына Божия. В настоящей жизни милость Господня распространяется обширнее, нежели правда Его: «щедроты Его на всех делех Его» (Пс. 144:9). Господь видит все лишения, все нужды и недостатки не только у людей, но и у неразумной твари, и все эти недостатки и лишения покрывает, все наши нужды и требования удовлетворяет прежде прошения нашего (Мф. 6:32) по Своему единственно милосердию, а это и значит, что милости Господни исполнь (полна) вся земля.

Объяснение священной книги псалмов.