Толкования на Пс. 32:17

Свт. Василий Великий

Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется

Конь исключается из употребления святых, и Израиль во дни благоденствия никогда, кажется, не пользовался в войнах конскою силою, и никто из святых не признавал приличным иметь коней в собственном употреблении. Но фараон имеет у себя коня и высокомерный Сеннахирим надмевается множеством коней. Посему-то «коня и всадника» фараонова «вверже в море» (ср.: Исх. 15:1), а у Сеннахирима «воздремаша» все «вседшии на кони» (Пс. 75:7). По сей же причине и данный чрез Моисея закон, предписывая закон царям, говорит: «да не умножит себе коней» (Втор. 17:16). «Во множестве же силы своея не спасется. Егда бо немощствую», говорит Апостол, «тогда силен есмь» (2 Кор. 12:10). А множество телесной силы служит препятствием ко спасению духа.

Беседы на псалмы. Беседа на тридцать второй псалом.

Свт. Григорий Нисский

Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется

См. Толкование на Пс. 32:16

Свт. Филарет Московский

Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется

Ложь конь во спасение - значит: ложно то, будто конь может служить ко спасению; обманываются те, которые думают, будто на коне можно убежать от опасности, когда Бог ее попустит; обманчива надежда на человеческие средства и пособия; верна надежда только на Бога и Его спасение.

Письма.

Блж. Феодорит Кирский

Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется

См. Толкование на Пс. 32:16

Евфимий Зигабен

Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется

Ложь конь во спасение

Ненадежен, говорит, конь для спасения и сбережения всадника своего, а часто и свергает его в пропасть.

Слова великого Василия: У святых изгнан конь из употребления: и Израиль никогда не представляется счастливым в бранях, употреблявшим силу конскую, ни в частности кто либо из святых не признавал приличным употребление лошадей… Почему и данный чрез Моисея закон, ограничивая царей, говорит: не должен (царе) умножать себе коней (Вт. 17,16). И Феодорит: Самым опытом мы научены, что не должно надеяться на силу тела, ни на твердость души, ни на быстроту коней, ни на множество подданных; ибо, всем этим изобилуя, Сеннахерим никакой не получил от сего пользы, но совершенную погибель (в изд. Своде).

Во множестве же силы своея не спасется

Конь, то есть, крепкая лошадь не сберегается на брани своею силою. Ибо и царь Ассирийский Сеннахерим, хотя имел много войск и богатство и бессловесных, не получил никакой пользы от них; напротив, злою смертью погиб и исчез, как сам, так и все войска его. Почему и Соломон сказал: конь уготовится на день брани, а помощь—от Господа (Прит.1, 31).

И Исихий говорит: Напрасно мы стараемся о силе телесной, вообще ограждаемся силою родственников, друзей и богатства; ибо никто не может спасти без содействия свыше. Возьми в примере Голиафa и Фараона: первый, не смотря на то, что был великан сильный, побежден простым отроком Давидом; а второй хотя со множеством колесниц преследовал Израиля, нашел для себя гроб в море (в издан. Своде).

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется.

Три суть вещи, могущия исхитить человека от предстоящия опасности, а именно: силы чужия, яко то – стража воинов, силы собственныя и скорость коня; оныя потребны в случае сопротивления, а сия в случае бегства. Псаломник показал, что первыя два средства не довлеют ко спасению; а здесь присовокупляет, что не довлеет и третие. Всего того имеем ясные примеры в 1Цар. 17 и 1Цар. 31, и в четвертой книге тех же (4Цар. 9). Ибо Саула царя не могли от смерти защитить великие полки воинов. Голиафа, исполина крепчайшаго, отрок Давид пращею убил. Иорама сына Ахаавова, бежавшаго на быстрой колеснице, быстрейшая стрела поразила. Ложь убо конь во спасение, то есть, обманывается тот, кто надеется спасти жизнь свою скоростию коней. Ибо скорость оная многоразличными образы может быть или удержана, или предупреждена, и потому ложная есть. Убо и конь во множестве силы своея не спасется, и всадника своего от бедствия не избавит, хотя бы самую величайшую силу имел. Впрочем, что сказано здесь о спасении телесном, то же самое разуметь должно и о спасении душевном, к стяжанию котораго никто сам собою без благодати предшествующия, сопровождающия и совозследствующия доволен быть не может.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется

См. Толкование на Пс. 32:16

Прот. Григорий Разумовский

Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется

См. Толкование на Пс. 32:16