Толкования на Пс. 32:20

Свт. Афанасий Великий

Душа же наша чает Господа, яко Помощник и Защититель наш есть

Душа же наша чает Господа. Представляются в пример, как показавшие уже упование на Господа.

Толкование на псалмы.

Свт. Василий Великий

Душа же наша чает Господа, яко Помощник и Защититель наш есть

Слово сие поощряет к терпению, чтобы мы, когда нападает на нас какой-либо оскорбитель, не разлучались «от любве Божия, яже о Христе Иисусе» (Рим. 8,39), но от всей души несли труды, ожидая помощи от Бога.

Беседы на псалмы. Беседа на тридцать второй псалом.

Прп. Нил Синайский

Душа же наша чает Господа, яко Помощник и Защититель наш есть

В слове сем заключается увещание к терпению, а именно, к тому чтобы мы, если и бываем когда-либо оставлены кем-либо из оскорбляющих нас, сами не отлучали себя от «любви Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем» (Рим. 8:39), но всею душою претерпевали все трудное, ожидая помощи от Бога.

Письма на разные темы. Сенатору Птолемею.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 20-21 Душа же наша чает Господа, яко помощник и защититель наш есть: Яко о Нем возвеселится сердце наше, и во имя Святое Его уповахом

Поэтому, насладившись столькими благами, имеем твердую надежду на Бога, и всегда от Него ожидать будем помоши; потому что Он даровал нам и настояшую радость. Потом, сказал: «яко во имя святое Его уповахом», испрашивает и милости равномерной надежде. Ибо говорит:

Евфимий Зигабен

Душа же наша чает Господа, яко Помощник и Защититель наш есть

Душа же наша чает Господа

Здесь Давид возбуждает и ободряет нас к тому, чтобы мы во время искушений надеялись на Господа, ожидая Его помощи; потому что по причине любви нашей к Нему ненавидят нас неверные иноверцы. Далее высказывает самую причину ожидания.

Яко помощник и защитник наш есть

Потому, говорит, мы должны ожидать Господа и искушений ради Господа, что мы из многого удостоверились, что Он не оставляет до конца беспомощными, но подает нам защиту и помощь.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Душа же наша чает Господа, яко помощник и защититель наш есть:

Доселе Пророк беседовал ко избранным Божиим, и призывал их к духовной радости о Господе и к хвалению Бога, Отца чадолюбиваго и премилосердаго; а здесь вводит самих праведных ответствующих на призывание, и глаголющих: душа наша чает Господа. Разумеют праведные, чего Дух Святый хощет от них, когда призывает их к радости и хвалению Бога: ведают, что намерение Его в том состоит, дабы чрез сие воодушевить их к дальнейшему пребыванию в правде и к теснейшему союзу с Богом, чтоб ни в каких гонениях, коль бы они тяжки ни были, не отступали от Него, и чтоб хвалили Бога делами паче, нежели словами. Ответствуют убо, что они, толико будучи облагодетельствованы, пребудут постоянны в страхе и любви Его. Душа наша чает Господа: то есть, все, что бы ни приключилося нам, не разлучит нас от любви Божией, и мы не будем взирать к иному утешителю, но с терпением пождем утешения свыше; писано бо есть: аще умедлит, потерпи Ему, яко приидый приидет, и не закоснит (Авв. 2:3). Впрочем слова сии: душа наша чает Господа, сказаны Еврейским слогом, по свойству коего душе присвояется то, что приличествует всему человеку, наипаче, когда говорится о вещи духовной. Так сказал Исаия в гл. Ис. 26:8: память, еяже желает душа наша. И паки: от нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже. И Иеремия в Плаче, гл. Плач. 3:26: душе ищущей от Бога благо. В сем смысле рекла и Пресвятая Дева Богородица: величит душа моя Господа (Лк. 1:46). В следующих словах: яко помощник и защититель наш есть, дают праведные причину, чего ради решились постоянно ожидать Господа: понеже ведают, из самаго опыта познали, что Господь в благополучных обстоятельствах помогает им, а в несчастных защищает.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 20–22 Душа же наша чает Господа, яко Помощник и Защититель наш есть: яко о Нем возвеселится сердце наше, и во имя святое Его уповахом. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя

В сих заключительных изречениях псалма Давид сам как бы становится на сторону тех праведников, уповающих на милость Божию, к которым обращена была речь его в начале псалма, и от лица их выражает сердечное исповедание пред Богом, в котором высказывает, что они душою своею преданы Господу как своему Помощнику и Заступнику. Душа наша чает Господа, яко Помощник и Защититель наш есть. То есть: мы понимаем, говорят праведники, и чувствуем, что ничто не разлучит нас от любви Божией, и что бы ни случилось с нами, мы не будем взирать на иного утешителя, но с терпением будем ожидать утешения свыше, в той глубокой уверенности, что Господь никогда не оставляет боящихся Его и в благополучных обстоятельствах помогает им, а в несчастных защищает. А вместе с этим терпеливым ожиданием помощи Божией праведники сознают свой долг радоваться о Господе и прославлять Его (ст. 1) и самым делом исполняют этот долг, так как в уповании на святое имя Его сердце их веселится о Нем. Наконец, они молят Господа, чтобы Он всегда ниспосылал им Свою милость, в которой они всегда имеют нужду и которая обещана всем уповающим на Господа, а они никогда не переставали и не перестанут уповать на Него. Буди, Господи, милость Твоя на нас, яко же уповахом на Тя.

Объяснение священной книги псалмов.