Толкования на Пс. 33:5

Свт. Василий Великий

Взысках Господа, и услыша мя и от всех скорбей моих избави мя

«Взысках Господа, и услыша мя». Пророк говорит: сие «да услышат кротцыи»! И в это тяжкое время, когда подвигся на меня весь гнев памятозлобных и руки всех на меня вооружились, а я, ничем не защищенный, готов был принять на себя все удары врагов, и в это время не смутился я помыслами от страха, не оставил мысли о Боге, не отчаялся в своем спасении, но «взысках Господа». Не искал только, с каким-нибудь простым и временным упованием на Господа, но «взысках», ибо речение «взысках» выражает более нежели «искал», подобно как «испытывание» - более нежели «пытание». Ибо «исчезоша испытающии испытания» (Пс. 63,7). Посему словом «взыскание» псалом изобразил какой-то глубокий покой и безмятежность.

«И от всех скорбей моих избави мя». Вся жизнь праведника исполнена скорбей, это путь тесный и скорбный. «Многи скорби праведным» (Пс. 33,20). Потому и Апостол говорит: «Во всем скорбящее» (2 Кор. 4,8), и – «яко многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие» (Деян. 14,22). Избавляет же Бог святых Своих от скорби, не без испытания их оставляя, но подавая им терпение. Ибо если «скорбь терпение соделовает, терпение же искусство» (Рим. 5,3-4), то избегающий скорби лишает себя опытности. И как никто не получает венца, не имея у себя противника, так и опытным можно оказаться не иначе, как чрез скорби. Посему слова: «от всех скорбей моих избави мя», не значат: не попустил мне скорбеть, но даровал «со искушением и избытие, яко возмощи понести» (ср.: 1 Кор. 10,13).

Беседы на псалмы. Беседа на тридцать третий псалом.

Свт. Феофан Затворник

Ст. 5-11 Взысках Господа, и услыша мя и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и. Ополчится ангел Господень окрест боящихся его и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает нань. Бойтеся Господа, вси святии его, яко несть лишения боящымся его. Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага

Содержание: Пригласив, таким образом, сих смиренных жизнию и уничиженных к богохвалению, святой Пророк возводит их далее к благонадежию, говоря как бы им: не тщетно будет и ваше возвеличение Господа: получите и вы то же, чего я сподобился. Взыскал я Господа, и Он услышал меня и от всех скорбей избавил меня. Приступите к Нему и вы благонадежно, и помраченные печалью очи ваши прояснятся, и лица ваши не останутся постыжденными в надежде. И я стал было нищим, ничего не оставалось — ни жены, ни друзей, ни крова; и самая жизнь была в опасности. Но воззвал я с упованием, и Господь услышал меня и от всех скорбей моих избавил меня (стихи 5-7).

Не мне, однако ж, одному, как бы по какому исключению, принадлежит такая милость. Нет. Таков закон у милостивого Бога, что окрест каждого, боящегося Его, всегда ополчается Ангел, чтоб оградить его такою сильною защитою, как бы вокруг его стоял целый полк защитников (стих 8).

Таков закон милости у Бога; однако ж, он не безусловен. Бог к нам таков, каковы мы к Нему. Посему далее Пророк говорит как бы: получите милость, только явите в сердце чувства и расположения, коими условливается сие получение: возгрейте в сердце упование на Бога (стих 9); проникнуты будьте страхом Божиим (стих 10) и взыскивайте Бога болезненным (усердным, покаянным) припадением к Нему в молитвах своих (стих 11).

Вкусите и видите, яко благ Господь. Окрыленным верою размышлением восстановите в чувстве и сознании убеждение в благости Божией и так углубите его в сердце, чтоб оно вкусило, и так ясно представьте сие уму, чтоб он видел, сколь благ Господь. Тогда действием сего вкушения и видения возгреется в сердце упование на Бога; упование же ублажит: ибо блажен муж, иже уповает нань (стих 9).

Но упование не может держаться в сердце, если ему не положен в основание страх Божий, выражающийся в строгом исполнении заповедей. Страх Божий, подкрепляя упование и сам приосеняясь им, устранит все нужды, изгонит из сердца и погасит в нем всякое чувство лишения, в каких бы стеснительных обстоятельствах ни находился кто. Бойтеся Господа, еси святии Его, яко несть лишения боящимся Его (стих 10).

И вот, в таких-то чувствах взыскающие Господа и к Нему единому прибегающие, минуя все опоры человеческие, не лишатся всякого блага. Порука в том — многократный опыт. Смотри: богатии,— по-еврейски: львичищи,— те, кои, чувствуя себя сильными, не считают нужным прибегать к Богу,— обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага (стих 11).

См. также Толкование на Пс. 33:1


Пригласил святой Давид кротких к сорадованию и совокупному возвеличению Господа,— и пригласил не ради одного того, что он сам сподобился великой милости — спасения жизни, бывшей в такой крайней опасности; но ради того, что и им всегда готова всякая потребная милость и помощь, если приступят к Богу должным образом. Почему, вслед за означенным приглашением, спешит воодушевить их к тому, чтоб, все минуя, они искали спасения себе в едином Боге, удостоверяя, что не тщетно будет такое искание, во-первых, примером своим, во-вторых, указанием закона милостей Божиих. Он как бы так говорит им: вот я взыскал Бога и получил милость; получите и вы, если приступите к Нему, стихи 5-7; ибо таков закон у Бога всеблагого, что Он всегда спасает приступающих к Нему богобоязненников, стих 8,— коль скоро они приступают с должными расположениями, стихи 9-11.


Взысках Господа, и услыша мя и от всех скорбей моих избави мя

Святой Давид как бы так говорит: находился я в самых тесных обстоятельствах; но прибег к Богу с крепким упованием, и Он избавил меня от беды. Прибегайте и вы к Богу: и вам будет даровано то же, что и мне. «Вот что (Василий Великий), говорит, услышьте, кроткие,— что я взыскал Господа и был услышан. В это тяжелое время, когда на меня подвигся весь гнев памятозлобных и руки всех на меня вооружились, а я, ничем не защищенный, готов был принять на себя все удары врагов, и в это время не смутился я помыслами от страха, не оставил мысли о Боге, не отчаялся в своем спасении, но взыскал Господа — и, потому что взыскал, избавлен был от беды. Научитесь из сего, где безопасное в бедах прибежище, и возблагодушествуйте».

Отчего иные ищут Господа и не находят помощи у Него? Оттого, что не от всей души взыскивают, взывают как бы только концом языка. Пророк же говорит о себе, что он не просто только искал, но взысках. «Речение: взысках — выражает более, нежели искал, подобно как испытание — более, нежели пытание» (Василий Великий). Как дитя, почувствовав беду, с плачем и воплем ищет отца или мать, минуя все другие лица: так я, говорит, в крайности, минуя все человеческие средства спасения, взыскал единого Господа, взыскал из глубины души, с болезненным сердцем (см.: Евфимий Зигабен), ничем не развлекаясь, а единого Господа имея в мысли. Почему — и услыша мя. Ибо Бог есть Бог сердца, или сущий близ всякого сердца и уразумевающий все помышления его и устремления. Взыскание сердечное, без всякого посредства и промежутка, прямо приемлется Господом и привлекает милость.

Где услышал Господь Пророка? Так же, где он взыскал Его. А где он взыскал Его? В сердце. «Наружно (Августин) никто не слышал гласа Давидова и его воззваний к Богу. И некогда было, и не место было взывать языком. Взыскание и воззвание происходило в сердце: внешность представляла совсем другое. Но где было взыскание, там и услышание, и дарование. Внутренно слышит Господь, внутренно, в сердце, и дает. Итак, там молись, там будешь и услышан и облаженствован. Внутренно, в сердце, и помолишься, и услышан будешь, и облаженствован, а сторонний, даже подле тебя стоящий, и знать не будет о том. Все совершено будет сокровенно, как Господь говорит в Евангелии: войдя в клеть твою, затвори двери твои и помолися втайне, и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве (Мф. 6,6). Ибо войти в клеть — значит войти в сердце. Блажен, кто, вошедши в свое сердце, обрадован бывает, не встречая там ничего худого. Да вонмет святыня ваша! Бывает, что иному не хочется войти в дом свой, потому что там у него злая жена. Когда выходит такой из дома, радуется, а когда приходит час возвратиться домой, печалится, потому что не радость ожидает его там, а досаждение, огорчение, брань и свара. Несчастны такие; но гораздо более несчастны те, коим не хочется войти внутрь сердца, по причине ожидающих его там угрызений совести за со деланные грехи. Итак, чтоб тебе охотно было входить в свое сердце, очисть его: блажени чистии сердцем (Мф. 5,8). Выбрось оттуда нечистоты похотений, корысти и скупости, терние гордыни, зелие зависти, ненависти и всякого злого помышления. Выбрось все это: и тогда, входя в сердце свое, будешь там радоваться. Когда начнешь там радоваться, самая чистота сердца усладит тебя и расположит молиться. Пришедши, например, в какое-либо место, чистое, тихое, безмолвное, говоришь ты себе: помолюсь здесь. Привлекает тебя приятность места, и ты чаешь, что там усерднее помолишься и скорее услышан будешь Господом. Если так привлекает тебя внешняя чистота; то не тем ли паче привлекательна будет чистота внутренняя? Войди же внутрь и очисти все. Тогда, возведешь только очи сердца твоего к Богу,— и Он тотчас придет к тебе и поможет тебе».

Не все ищущие Господа находят Его. Ибо говорится: взыщут Мене злии и не обрящут (ср.: Притч. 1,28). Обретают Господа Помощником себе, Покровителем и Избавителем от бед только те, кои имеют доброе настроение сердца и искренние к Богу чувства (см.: Анфим, Патриарх Иерусалимский). Ищет иной Бога, как орудие, а сердце обращает на другое, оттого и не получает ничего. «Святой Пророк не другое что, а Самого Господа взыскал, и услышан был (Августин). Итак, кто не бывает услышан, тот, верно, не Господа искал. Смотрите! Не сказал Пророк: взыскал я золота от Господа, и Он услышал меня. Взыскал я долголетия, и Он услышал меня; взыскал я того или другого,— и Он услышал меня. Иное дело — искать чего-либо от Господа, а иное — искать Самого Господа. Итак, не ищи от Господа чего-либо, что вне Его есть, а Самого Господа взыщи,— и Он услышит тебя и еще глаголющу та, ренет: се, Аз (ср.: Ис. 65,24). Что значит: се, Аз - Вот, Я Сам здесь: чего еще хотеть, чего еще просить у Меня? Что бы Я ни дал тебе, все то ниже Меня. Вот Я Сам: Меня восприими и Мною овладей. Не можешь ты еще принять Меня всего и весь быть во Мне. Но верою прикоснись ко Мне, и приобщишься Меня. А там Я сброшу с тебя все бремена твои, чтоб мог ты и Меня всего принять, и сам весь быть во Мне. Тогда соделаешься ты равноангельным (см.: Мф. 22,30). Будешь выну видеть лицо Мое и лицом к лицу открывать Мне желания и нужды свои. И я буду скоро слышать тебя и от всех скорбей твоих избавлять тебя».

Какие скорби разумел Пророк, когда сказал: от всех скорбей моих избави мя. Те, которые испытал он в том случае, о коем помянул в надписи. Тут не одна была скорбь, как и беда была многосложная. Пророк как бы говорит: сколько раз Саул-царь покушался лишить меня жизни своею рукою, и я покрываем был десницею Вышнего! Наконец, снарядил оруженосцев убить меня, и тут помог мне Господь избежать от руки их. В Номве первосвященник мог задержать меня; но не было дано ему догадаться о моем бегстве, и он не только не задержал, но снабдил меня хлебом и мечом. Перебежав к соседнему народу, по неосторожности, попал я в руки царя, не могшего быть ко мне снисходительным; но, по мановению Того же Помощника моего и Покровителя Бога, ничтожным средством дивно избежал я готовой смерти. Что могло бы быть, если б здесь был я задержан? Каким наруганиям предали б меня они и, наругавшись, или замучили, или предали Саулу! От всех этих скорбей и бед премилосердый и человеколюбивый Бог и Отец наш избавил меня потому только, что я искренно, с болезнию сердца взыскал Его (см.: Ириней, архиепископ Псковский).

Святой Давид — муж по сердцу Божию: и, однако ж, дано ему испытать крайние скорби. «И всякого праведника (Василий Великий) жизнь исполнена бывает скорбей; путь всякого из них — путь тесный и прискорбный. Многие скорби праведным, потому что многими скорбьми подобает внити в Царствие Божие (ср.: Деян. 14,22). Избавляет Бог святых от скорбей, не без испытания их оставляя, а подавая им терпение. Совершенное отстранение скорбей было бы не полезно. Ибо если скорбь терпение соделовает, терпение же — искусство (ср.: Рим. 5,3), то непричастный скорби лишается опытности. И как никто не получает венца, не имея противника себе и не борясь с ним: так и опытным нельзя оказаться, не имея скорбей и не перенося их мужественно. Посему слова: от всех скорбей моих избави мя — не значат: не попустил мне скорбеть, но даровал со искушением и избытие, яко возмощи понести (ср.: 1Кор.10,13)».

Толкование на некоторые псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Взысках Господа, и услыша мя и от всех скорбей моих избави мя

Помолился я Господу, говорит Пророк; и превозмог все бедствия.

Евфимий Зигабен

Взысках Господа, и услыша мя и от всех скорбей моих избави мя

Взысках Господа и услыша мя

Здесь рассказывает Давид о своем избавлении от бедствия. Находясь, говорит, среди опасностей и не находя ни в ком помощи, я пламенно с томлением сердца искал в помощь себе Господа и Он скоро услышал меня.

От всех скорбей моих избави мя

Различные скорби постигали Давида до написания сего псалма: и по той причине, что он мог быть предан царем Анхусом Саулу, и по той, что мог быть поруган и обесчещен; что мог быть наказан и наконец по той, что мог быть предан горькой смерти. Потому то он и говорит здесь, что от всех сих скорбей избавил его Господь.

Великий Василий говорит: Вся жизнь праведника прискорбна, но Бог избавляет святых от скорби, не оставляя их без искушения, но подавая им терпение. Ибо если скорбь производит терпение, а терпение опытность, то отнимающий у себя скорбь лишает себя опытности.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Взысках Господа, и услыша мя и от всех скорбей моих избави мя.

Пророк показывает здесь причину, чего ради хощет благословлять Господа на всякое время, а именно того ради, понеже обрел в Нем всеблагаго и всесильнаго избавителя. Аки бы сказал: когда находился я в самых тесных обстоятельствах, то прибегал к Богу с твердым упованием на помощь Его, и Он, по обыкновенной милости Своей, услышал меня; следствие же услышания чрез то открылось, что Он от всех скорбей избавил меня. Царь Саул покушался убить меня то своею рукою, то чрез оружников своих, но, Богу покрывающу, избежал я от рук его; ускоряя же бегством, не мог взять ни оружия, ни пищи, но и здесь не оставила меня милость Господня, которая чрез иерея Авимелеха промыслила мне и оружие и хлебы; за сим вскоре, по неосторожности моей, впал я в руки Анхуса царя Филистимскаго, но по вдохновению Того же помощника и покровителя Бога, чудным и необыкновенным образом избавился от смерти. Тако премилосердый Господь Бог, и чадолюбивейший Отец, от всех скорбей, приключившихся мне, избавил меня.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Ст. 5-6 Взысках Господа, и услыша мя и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся

Затем он представляет основание (ст. 5-11) своей решимости и своего приглашения к прославлению Господа; Господь а) услышал его, когда он молился, чтобы хитрость его удалась ему, и избавил его от всех скорбей его. Как Бог сделал ему, так Он поступает б) и со всеми благочестивыми, которые поэтому и призываются во всех своих нуждах также обращаться к Богу, от Него ожидать спасения и помощи.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 5–6 Взысках Господа, и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся

Взысках – значит не просто искал, но с особенным усердием, с усилием искал. Как дитя, почувствовав беду, с плачем и воплем ищет отца или мать, минуя все другие лица, так я, говорит Давид, в крайности, минуя все человеческие средства спасения, взыскал единого Господа, взыскал из глубины души, с болезненным сердцем, ничем не развлекаясь, а единого Господа имея в мысли. Почему – и услыши мя? Где услышал Господь пророка? Там же, где он взыскал Его, т.е. в сердце своем. Наружно никто не слышал гласа Давидова и его воззваний к Богу. И некогда было, и не место было взывать языком. Внутренно слышит Господь, внутренно в сердце и дает ответ. «Егда молишися, говорит Господь, вниди в клеть твою, и помолися Отцу твоему втайне, и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве» (Мф. 6:6). Какие скорби разумел пророк, когда сказал: от всех скорбей моих избави мя? Немало скорбей ему послал Господь. Сколько раз, как бы так говорит он, Саул царь покушался лишить меня жизни своею рукою, и я покрываем был десницею Вышнего! Наконец снарядил оруженосцев убить меня, и тут помог мне Господь избежать от руки их. В Номве первосвященник мог задержать меня, но не дано было ему догадаться о моем бегстве, и он не только не задержал, но снабдил меня хлебом и мечем. Прибежав к соседнему народу, по неосторожности попал я в руки царя, не могшего быть ко мне снисходительным, но по мановению Того же Помощника моего и Покровителя Бога, ничтожным средством дивно избежал я готовой смерти. От всех этих скорбей и бед Премилосердый Бог избавил меня потому только, что я искренно, с болезнью сердца взыскал Его. Высказав это, пророк опять приглашает кротких приступить к Господу. Приступите к Нему, и вы то же получите, что и я получил. Как я взыскал Господа, так и вы приступите к Нему, как я услышан, так и вы просветитесь, как меня избавил Он от всех скорбей, так и вы не постыдитеся. Скорбь и печаль обыкновенно омрачают лицо и ум. А когда человек чувствует, что он услышан в молитве, – скорбь отходит от него и мрачное дотоле лицо его светлеет. Омраченные скорбями и печалями, как бы так взывает святой пророк, приступите к Богу теплым и усердным взысканием Его, и вы несомненно просветитесь от Него радостью и утешением, которые отгонят мрачный облик печали от сердца вашего, и таким образом лица ваша не постыдятся в вашем уповании на Него.

Объяснение священной книги псалмов.