Толкования на Пс. 34:2

Свт. Афанасий Великий

Приими оружие и щит, и востани в помощь мою

Оружием, щитом и мечем дает разуметь карающие силы, посылаемые Господом в помощь праведным.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 2-3 Приими оружие и щит и востани в помощь мою: изсуни мечь и заключи сопротив гонящих мя: рцы души моей: спасение Твое есмь Аз

Приими оружие и щит и востани в помощь мою: Изсуни мечь и заключи сопротив гонящих мя. Упомянув о брани, по необходимости перечисляет и роды оружия, самым видом сего оружия устрашая живущих порочно. Бог же не приводит в действие стольких оружий, наказывая обидчиков; Ему достаточно слова, чтобы предать их конечной казни.

Рцы души моей: спасение твое есмь Аз. К спасению моему довольно Твоего слова. Поелику Пророк упомянул об оружиях, то не без причины показывает, что Бог не имеет нужды в таких пособиях, но единым словом, одних наказывает, а другим благодетельствует.

Евфимий Зигабен

Ст. 2-3 Приими оружие и щит и востани в помощь мою: изсуни мечь и заключи сопротив гонящих мя: рцы души моей: спасение Твое есмь Аз

Приими оружие и щит, и востани в помощь мою. Изсуни (излей) меч, и заключи (исход) сопротив гонящих мя

Упомянув сначала о борьбе, Давид в следующих словах здесь предложил, по словам Феодорита, о бранных оружиях, не потому, что будто Бог употребляет оружия, но чтобы свойственным человеку образом устрашить злых исчислением и страшным изображением военного вооружения. Ибо для того, чтоб с одной стороны наказать злых, а с другой спасти обижаемых, или добрых, довольно одного хотения или слова Божия. Сказал: излей—вместо: вынь из ножен, ибо, по чистоте и блеску своему меч, при извлечены его, представляется чем то льющимся из ножен. Еще сказал—«заключи» вместо «загради для них выход», чтоб не могли враги избегнуть опасности со стороны Твоей.

По словам Св. Кирилла, это слово произносится от лица Христова к Отцу, и предлагает Его некоторым образом в Посредника в деле с обижающими Его иудеями.

Слова того же Кирилла: Оружием, щитом изливаемым, то есть, обнажаемым мечем выражает казнящие силы, которые посылает Бог на воюющих против святых, или и самого Христа… А что иудеи были и заключены, то есть, осаждены, тому опять научает нас тоже историческое слово. Ибо что не просто послал на них меч, но как бы излил (его) на подобие реки, мы это увидим без труда, если исчислим их бедствия. После креста Спасителя они сделались жертвою меча, ибо истреблены мечами сжегших города и села их. И Евсевий: о мече, говорит и Изекииль: мечу, мечу! изострись и разъярись—заклать жертвы (Иез. 21, 9). Как благий, Он употребляет их против человеческой злости, ибо, и поражая, спасает (в издан. Своде).

Рцы души моей: спасение твое есмь Аз

Скажи, говорит, только, Господи, душе моей: не бойся, Я спасение твое.

Слова Божествен. Кирилла; этому соответствует: не оставишь души моей в аде, также—Отче! в руки Твои предаю дух мой. А во Христе это и в нас началось и сбылось. В древности души человеческие, как содержимые в премногих винах, снисходили в ад. Поелику же Христос оправдал нас верою, то души людей текут в руки Божии. И священный Августин в 31 главе своих уединенных бесед говорит сии прекрасный слова к Богу: Тебя познал я в Тебе, а познал Тебя, не каков Ты сам в себе, но каков Ты для меня. Но чем Ты существуешь для меня? Говори мне, о милосердый! жалкому рабу Твоему. Говори мне по множеству щедрот твоих: чем существуешь для меня? Скажи душе моей: Я спасение твое.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Приими оружие и щит и востани в помощь мою:

Объясняет вышереченныя слова, побори борющия мя, и понеже тот, кто борется или сражается, должен иметь оружие как оборонительное, которым бы мог удары противника отражать, так и наступательное, которым бы мог врага поражать: для того в сем стихе упоминает об оружии перваго рода, а в следующем об оружии другаго рода. Впрочем под именем оружия или шлема разумеется Божие благоволение, по оному того же Псаломника изречению: Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас (Пс. 5:13); а под именем щита означается правда или правосудие, по оному премудраго изречению: приимет щит непобедимый правду. Благоволение убо Божие шлем есть, которым Бог нас прикрывает: а правосудие Божие, которое в Писании обыкновенно нарицается правдою, щит есть, которым Бог Сам прикрывается от судов и клевет людей нечестивых. Итак не без причины полагаются здесь имена щита и шлема: ибо Бог и тем и другим вооружается вместе, когда и нас милосердо покровительствует, и Сам Себя праведно защищает.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Ст. 2-3 Приими оружие и щит и востани в помощь мою: изсуни мечь и заключи сопротив гонящих мя: рцы души моей: спасение твое есмь аз

Образы Бога, выступившего на защиту Давида, заимствованы из порядка вооружения воина, идущего на битву.

Прот. Григорий Разумовский

Приими оружие и щит и востани в помощь мою

Слово оружие с еврейского переводится «щит», а славянское щит в нашей Псалтири переведено с еврейского на русский словом «латы», т.е. панцирь вроде рубашки, сотканной из мелких колец (кольчуга), по-славянски – броня. Тем и другим вооружались в древности воины, идущие на войну, чтобы защититься от ударов нападающего противника. Таким образом, оружие и щит представляют полную защиту от нападений врага. По мнению некоторых толковников, под именем оружия в духовном смысле нужно разуметь Божие благоволение, в соответствие другому псаломскому изречению: «Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас» (Пс. 5:13), а под именем щита означается правда, или правосудие Божие, по изречению пророка Исайи: «И одеяся правдою, яко щитом» (Ис. 59:17; ср. Прем. 5:18). Враг мой, как бы так говорит Давид, вооружился и идет против меня. Восстани и Ты, Господи, в защиту и на помощь мне и вооружись благоволением и правосудием Твоим.

Объяснение священной книги псалмов.