Толкования на Пс. 34:12

Свт. Афанасий Великий

Воздаша Ми лукавая возблагая, и безчадие души моей

Говорит это, потому что оказались они недостойными именоваться чадами Божиими. И cиe-то всего более давал знать Спаситель, говоря подобно сказанному: колькраты восхотех собрати чада твоя (Мф. 23,37)!

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Воздаша ми лукавая возблагая, и безчадие души моей

Я низложил Голиафа, который самонадеянно величался пред целым народом, я неоднократно преодолевал иноплеменников, и его самого духовными бряцаниями освобождал от демонскаго неистовства; а он не перестает враждовать на меня, намереваясь предать смерти и забвению всеми. Ибо безчадием назвал Пророк забвение; так как память о человеке сохраняется детьми. Посему Бог всяческих и говорит чрез Пророка Исаию: «да не глаголет каженик: аз есмь древо сухо. Сия глаголет Господь кажеником» избирающим, «яже Аз хощу, дам им в дому Моем и во ограде Моей место» чудное, и «имя» доброе, «лучшее от сынов и дщерей» (Ис.56:3–5).

Евфимий Зигабен

Воздаша ми лукавая возблагая и безчадие души моей

Вместо, говорит, благодеяний, оказанных мною Саулу, он мне воздал злодеяниями. Ибо я, умертвивший общего врага, иноплеменника Голиафа, я, изгнавший злого духа из Саула, а тепер гоним самым облагодетельствованным мною, Саул и сообщники его воздали мне и бесчадием, то есть, бесплодием в отношении к добродетели, потому что, решившись умертвить меня, они умыслили воспрепятствовать мне в приношении плодов добродетели. Или—воздали бесчадием душе моей,—вместо—мне, то есть чтобы мне не жить и не родить чад.

Бож. Кирилл говорит, что и это сказывается от лица Христа об иудеях, которые за полученные ими от Господа благодеяния, ругались, поносили и предали (Его) Кресту. Они причинили и бесчадие Господу, вспрепятствовав другим сделаться учениками Его, которые называются чадами духовными. И Феодорит: Он непрестанно воюет против меня, чтобы предать меня смерти и забвений. Ибо бесчадием назвал забвение, так как в чадах сохраняется память (о родителях). Посему и общий всем Бог— (так как память сохраняется не только чрез детей, но и еще более чрез добрые дела) говорит чрез прор. Исаию: Пусть не говорит скопец: я бесплодное дерево. Вот что говорит Господь: скопцам, если они изберут то, что Я хочу и будут держаться моего завета, дам в дому моем место знаменитое, лучшее, нежели сыны и дщери; дам им вечное имя (Ис. 56,3-5).

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Воздаша ми лукавая воз благая, и безчадие души моей

Здесь приступает пророк ко второму роду гонений, то есть, к ложным свидетельствам, которыми нечестивые не тайно уже, как сказано выше, но явно гонят праведных, и увеличивая злобу клеветников своих, во-первых, глаголет: воставше, дабы показать, что они не ожидали призывания, но сами собою для лжесвидетельства пришли; во-вторых, присовокупляет яже не ведех, дабы показать, что праведный обвиняется от беззаконных свидетелей в том, чего он не токмо не сделал, но даже и не помышлял; в-третьих, присовокупляет: вопрошаху мя, дабы показать дерзость и безстыдство лжесвидетелей, которые, не удовольствовавшися тем, что сказали ложное свидетельство пред судиею, дерзают еще и самаго праведнаго мужа самолично обвинять и вопрошать. В-четвертых, присовокупляет: воздаша ми лукавая воз благая, дабы показать, что лжесвидетели оные, ничем не будучи обижены, но напротив, еще и облагодетельствованы, по единой злобе к клевете приступили. Наконец присовокупляет: безчадие души моей, дабы доказать, что нечестивые оные люди ложными свидетельствами своими не маловажнаго некоего зла ищут, но самаго величайшаго, то есть жизни, как в Еврейском тексте явно и ясно читается, где так изображено: воздаша ми лукавая за благая, (желая) отъяти душу мою. Последуя же переводу седмидесяти толковников: безчадие души, можно в двояком смысле взять. Во-первых, за всецелое разорение человека, каковое приключилось праведному Иову, который в один день потерял имение, детей и здравие; во-вторых, за один род зла такого, которое за великое почитается, как у диавола, который чрез служителей своих оное зло нанести тщится, так и у человека праведнаго, который терпеть оное принужден бывает. Сие зло состоит в отъятии чести: ибо человек честный, чрез ложныя свидетельства обезславленный, делается как бы безчаден, осиротел и подобен подсеченному древу, которое не может уже плода приносить.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Воздаша ми лукавая воз благая, и безчадие души моей

«Сиротством душе моей» - оставленность Давида со стороны близких ему людей.

Толковая Библия.

Прот. Григорий Разумовский

Воздаша ми лукавая воз благая, и безчадие души моей

См. Толкование на Пс. 34:11