Толкования на Пс. 34:13

Свт. Афанасий Великий

Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится

Аз же, внегда они стужаху Ми, облачался во вретище. Столько печалился о погибели их, что и скорбел, и тужил, и плакал, и молился о грехе их. И смирях постом душу Мою. В доказательство Своего человечества не удерживался от поста. И молитва Моя в недро Мое возвратится. Этим, может быть, выражается упорство иудеев во грехе. Им, говорит, ни малой не было пользы, потому что, по крайнему невежеству своему, как бы отвратили от себя молитву.

Толкование на псалмы.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится

Научись у богоотца переносить обиды: смиряйся и молись, когда будут обижать тебя, считай обиды себе других возмездием праведным за твои грехи.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Феодорит Кирский

Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится

Из сего научаемся, как должно преодолевать несчастия. Облекаясь во вретище, и изнуряя себя постом, говорит Пророк, приносил я Богу моления и приобрел плоды моего прошения. Сие и значат слова: «молитва моя в недро мое возвратится», то есть, помолившись, получал я от Бога просимое, и наполнялось недро мое.

Евфимий Зигабен

Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится

Аз же, внегда стужаху ми, облачахся во вретище и смирях постом душу мою

Сими словами научает нас псалмопевец, каким способом разрешаться от приключающихся нам несчастий: когда, говорит, на меня клеветали, я иссушал и изнурял душу мою—иначе себя самого, власяным вретищем и постом, при чем молился Богу об освобождении меня от навета врагов моих.

И молитва моя в недро мое возвратится

Таким, говорит, способом производимая мною молитва будет услышана. Ибо это выражение — возвращение молитвы в недро—иногда принимается за услышание молитвы, как теперь здесь: поелику услышанная Богом молитва возвращается в недро молящегося с плодом или действием, как некий многоценный дар, или для наполнения недра его просимыми им у Господа желанными благами; а иногда возвращение молитвы в недро принимается за неуслышание Богом прошения. Ибо неуслышанная Богом молитва возвращается в недро молившегося без плода и действия.

Великий Афанасий говорит: Что это сказывается от лица Господа, молитве Которого, произнесенной за распинателей, злоба их не позволила взойти к Отцу и быть услышанной, но отвлекла ее, и она возвратилась в недро Господа бездейственною. «Ибо, если б они имели спастись и измениться в нечестиях своих, молитва Спасителя, прямо потекши невозбранно и беспрепятственно, достигла бы до ушей Отеческих».

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится

Пророк, прежде нежели начнет говорить о третьем роде гонителей, показывает, что делал он против гонителей втораго рода; и глаголет, что он не воздавал зла за зло, и об отмщении не помышлял, но к Богу с молитвою и с великим смирением обращался. Когда, глаголет, противники мои стужали мне, я не нападал на них кичливо, но, облекшися во вретище, поститься начинал, дабы молитва моя удобнее Бога умилостивила: ибо вретище и пост суть криле молитвы. Тако царь оный Ниневийский, со вретищем и постом молящийся, услышан бывает (Ион. 3). То же самое читаем и о царе Ахааве, в третьей книге Царств (3Цар. 21), откуду и премудрый глаголет: молитва смиреннаго пройдет облаки (Сир. 35:17). В сем разуме и Давид присовокупляет: молитва моя в недро мое возвратится, дабы показать, что он без сомнения ожидает плода от молитвы, аки бы сказал: молитва моя, с толиким смирением возносимая, не возвратится ко мне тща, но сердце мое небесным утешением исполнит.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Ст. 13-14 Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится. Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах: яко плачя и сетуя, тако смиряхся

Изображение Давидом того сочувствия, которое ранее находили в нем теперешние его враги и, конечно, Саул. Он всегда болел их бедствиями. - «Молитва моя возвращалась в недро мое» - выражение не ясное. Можно понимать, как внешний прием молитвы с наклоненной на грудь («недро») головою, или в смысле - моя молитва выходила из недр и возвращалась в недра, т. е. была хотя и молчаливой, но глубокой и внутренней.

Прот. Григорий Разумовский

Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится

Выражение: внегда они стужаху ми – в переводе с греческого еп. Порфирия читается так: «когда обременили меня,» – и таким чтением дает прежде всего мысль об известных наветах и скорбях, причиненных Давиду врагами. В переводе же с древнееврейского оно читается так: «во время болезни их,» – и здесь уже дается как бы другая мысль. Но в сущности, согласно с повествованием библейской истории (1 Цар.16:23; 2 Цар.1:11–27), эти, по-видимому различные мысли примиряются в той общей мысли, что Давид, как человек близко и всегда сочувственно относившийся к Саулу и его семейству, сам испьпывал скорбь при виде скорби и болезни и при всяком вообще несчастье в доме царя Саула, а потому и говорит здесь: Аз же, внегда они стужаху ми, т.е. а я во время болезни их (удрученный скорбью по случаю болезни их) одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое. Вретищем называется грубая волосяная темного цвета одежда, которую надевали для выражения печали при оплакивании умерших, при раскаянии во грехах (Лк.10:13; см. объяснение Пс.29:12) и проч. Выражение и молитва моя в недро мое возвратится (по пер. с евр. и греч. «возвращалась») объясняется так: так как я в скорби от болезни моих теперешних врагов, при молитве о их выздоровлении, не мог поднять головы, но склонял ее к груди, то выходящая из уст моих молитва возвращалась вновь к груди, откуда и выходила. Это образное выражение заимствовано от весьма обычного на востоке положения молящегося, как упоминается, например, и о молитве пророка Илии на горе Кармил: «Илия взошел на верх Кармила, и наклонился к земле, и положил лице свое между коленами своими» (3 Цар. 18:42).

Объяснение священной книги псалмов.