Толкования на Пс. 34:18

Блж. Феодорит Кирский

Исповемся Тебе в Церкви мнозе, в людехь тяжцех восхвалю Тя

«В людех тяжцех» Симмах выразил: в многочисленном народе. Было же это предречение, и предречение исполнившееся. Ибо по всей земле и на море чрез уверовавших песнословит Бога божественный Давид. Церковию же многою и народом многочисленным называет он церкви целой вселенной.

Евфимий Зигабен

Исповемся Тебе в Церкви мнозе, в людехь тяжцех восхвалю Тя

Исповемся Тебе в церкви мнозе (собрании многолюдном)

И в 21м псалме, в стихе 26м тот же Давид сказал: от Тебя похвала моя в церкви великой, почему изъяснения сего (места) ищи там.

Или великою называет Церковь из язычников, по множеству народа, по превосходству пред иудейскою, по праведности ее во Христе и по добродетели ее. И Феодорит изъясняет: это предсказание, и предсказание исполнившееся: ибо по всей земле и на море божественный Давид прославляет Бога чрез уверовавших. Ибо Церковию, многочисленнейшим народом, называет церкви, существующие по вселенной.

В людех тяжцех (в народе важном) восхвалю

Вместо—важном Симмах перевел— многочисленном. Сии слова изъясняют предыдущие: в церкви многолюдной.

Важный—близко к слову тяжкий, и может заключать в себе понятия о многочисленности и крепости и другие приличные церкви, а тяжкий на русском может означать несносный, что, кажется, не идет к церкви.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Исповемся тебе в Церкви мнозе, в людех тяжцех восхвалю тя

Здесь паки дает обеты Богу, что не будет неблагодарен, когда избавление от сопротивных получит. Исповемся Тебе, глаголет, в церкви мнозе. То есть: не скрою благодеяния Твоего, но всенародно (пред всеми) возвещу оное. И то же самое повторяя иными словами, присовокупляет: в людех тяжцех восхвалю Тя. Здесь, кажется, мысленно взирал Пророк на церковь Христианскую, в которой непрестанно восхваляется Бог за избавление рода человеческаго: ибо церковь Христианская в самом деле есть многая и великая, Поелику всю вселенную объемлет, и притом зело крепкая: ибо и врата адова не могут одолети ей (Мф. 16:18). Но и церковь торжествующая велика будет, когда так написано о ней: видех, и се, народ мног, егоже исчести никтоже может, от всякаго языка и колена и людей и племен (Откр. 7:9).

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Прот. Григорий Разумовский

Исповемся Тебе в церкви мнозе, в людех тяжцех восхвалю Тя

Выражение: в церкви мнозе – так же, как и другие подобные выражения псалмов, например: «в церкви велицей» (Пс. 21:26, 39:10), в книге еп. Порфирия переведены словами: в собрании многочисленном, великом. Здесь Давид снова дает то же обещание песненно прославить и возблагодарить Господа за избавление от тяжких напастей со стороны врагов, какое он выразил раньше в стихах 9 и 10 сего псалма. По изъяснению блж. Феодорита и других толковников, в словах: исповемся Тебе в церкви мнозе – заключается пророчество о Церкви Христовой, составившейся из многочисленного собрания язычников, потому что Церковью, многочисленнейшим народом (в людех тяжцех) пророк называет Церкви, существующие по всей вселенной, на земле и на море, в которых он как псалмопевец прославляет Бога чрез уверовавших [6, с. 160]. Славянское слово тяжкий соответствует русскому «важный», или «великий». Поэтому и вторая половина стиха выражает другими словами ту же мысль, какая заключается в первой половине его. Не скрою благодеяния Твоего, Господи, говорит псалмопевец, но всенародно пред всею Церковью, пред всем многочисленным народным собранием возвещу о Нем и торжественно, как в великие праздники, буду прославлять Тебя.

Объяснение священной книги псалмов.