Толкования на Пс. 35:5

Свт. Афанасий Великий

Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова

Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу. Изображает неусыпность иудеев в злоумышлении на Христа. О злобе же не негодова, то есть, не возненавидел злобы.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова

См. Толкование на Пс. 34:4

Прп. Исидор Пелусиот

Ст. 5, 48:19 Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова. Яко душа его в животе его благословится, исповестся тебе, егда благосотвориши ему

На слова: предста всякому пути неблагу (Пс.35:5), и: душа его в животе его благословится (Пс.48:19).

Сие: предста всякому пути неблагу, - сказано о человеке грешном; помог ли он кому, защитил ли или оправдал кого. Как непреоборимый вития, став пред судиями, употребляет свое искусство в помощь людям, имеющим в нем нужду, так и сей человек не отказывается всеми силами защищать порок.

Сие: душа его в животе его прославится, - сказанное опять о человеке самом порочном, значит следующее: будут о нем говорить доброе, то есть хвалить, прославлять, ублажать его; потому что слово: «благословение», происходя от слов «говорить доброе», указывает на добрую молву.

Многие по причине превратности своего суждения о делах людей, которых справедливо было бы жалеть и оплакивать, хвалят и ублажают за то, что они изобилуют богатством и наслаждаются, живя роскошно, хотя бы и учинили тысячи худых дел, и не помышляют, что в скором времени понесут за то наказание, но имеют в виду настоящее наслаждение. Их-то осмеивая превратное суждение и порицая их за то, что не только не укоряют согрешающих, не только льстят им, но даже, если нужно, в угождение им притесняют самую добродетель и делают ей зло, Песнопевец сказал: душа его в животе его благословится.

Если же сказано: в животе, то сим дается знать, что по смерти подвергнется он наказанию; ибо на сие указывают последующие слова: внидет даже до рода отец своих (Пс.48:20). Входящий же не в ничтожество войдет, как думают некоторые, но будет заключен в такое место, в котором именно даже до века не узрит света, потому что вместе с хвалившими его будет содержим в вечной тьме, терпя наказание за все им сделанное.

Евфимий Зигабен

Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова

Беззаконие помысли на ложе, своем

Не только, говорит, днем, но и ночью, находясь на одре, Саул умышлял против меня зло; и во время покоя и тишины он не имел покоя, каковыми словами Давид представляет чрезмерность злобы его. Согласно с сим говорит и Михей: в помышлениях своих делали зло на ложах своих и при наступлении дня они начали исполнять оное (Мих. 2,1).

Предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова

Готов, говорит, был (Саул) на всякий грех и не обременялся и не гнушался злом.

Божественный Исидор так изъясняет сие. He негодовал на зло вместо—но возненавидел, не возгнушался, тогда как Божественное писание именует идолов иногда мерзостями, а иногда враждами. Слово предстал—означает или то, что он представил себя в служение всякому пути недоброму, или что он содействуете злу и защищает его. Ибо предстояние иногда означает защищение, так что стоит тот, кто делает на пути грешников, а предстоять, кто вместе с делающим подвизается, дошедши до такой испорченности, что никогда не возненавидел зла; иначе он не делал бы, если бы возненавидел. Он напротив еще предстал на нем, то есть, помогал, защищал, оправдывал. Ибо как непреодолимый оратор, представ пред судей, за просивших у него помощи, употребляет все свое искусство, так и он не отрекся всею силою защищать зло.

Еп. Ириней (Орда)

Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова

См. Толкование на Пс. 35:4

Лопухин А.П.

Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова

См. Толкование на Пс. 35:4

Прот. Григорий Разумовский

Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова

В этом стихе псалмопевец продолжает речь о том же беззаконном гонителе своем, который, не имея в совести своей страха Божия, не только творит всякое беззаконие, не только обманывает себя и других притворным раскаянием в беззаконных делах своих и не принимает никакого убеждения и вразумления со стороны других благоразумных людей, но по-прежнему постоянно занят одною злобною мыслью, как бы захватить и умертвить воображаемого им в лице Давида своего соперника, так что даже и отходя ко сну, на ложи своем измышляет беззаконие, обдумывает свои беззаконные планы и, пробуждаясь потом от сна, спешит привести в исполнение задуманные злые намерения (предста всякому пути неблагу), не гнушаясь при этом никаким злодеянием, а принимая его как выгодное средство для выполнения злобных своих замыслов (о злобе же не негодова).

Вторую половину 2-го стиха сего псалма, вместе с несколькими стихами из Пс. 13:1–3 и других мест Священного Писания (Пс. 5:10, 139:3, 9:28; Притч. 1:16; Ис. 59:7–8), св. апостол Павел приводит в доказательство глубокого повреждения грехом иудейского народа и вообще человечества и необходимости для спасения людей в искуплении их Иисусом Христом (Рим. 3:10–18, 25). В этом учении апостола св. Афанасий Великий и другие отцы и учители Церкви видят основание и подтверждение того мнения, что пророк Давид в образе глубоко падшего и сделавшегося неспособным к исправлению Саула созерцал и предызобразил в сем псалме (ст. 2–5) глубокое развращение иудейского народа и вообще человечества пред пришествием на землю Христа Спасителя [3, с. 126], что и показали на себе развращенные иудейские книжники и фарисеи, современные Иисусу Христу, а за ними и весь народ иудейский, которые, забыв страх Божий, только лицемерно почитали Бога и исполняли закон Его (Мф.15:8–9), имели только вид благочестия, а силу его отвергли (2 Тим. 3:5). В еще большей степени проявлялось развращение и нечестие в жизни других народов.

Объяснение священной книги псалмов.