Толкования на Пс. 35:7

Свт. Афанасий Великий

правда твоя яко горы Божия, судбы твоя бездна многа: человеки и скоты спасеши, Господи

См. Толкование на Пс. 35:6

Блж. Феодорит Кирский

правда твоя яко горы Божия, судбы твоя бездна многа: человеки и скоты спасеши, Господи

См. Толкование на Пс. 35:6

Евфимий Зигабен

Правда Твоя, яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа. Человеки и скоты спасеши, Господи

См. Толкование на Пс. 35:6

Экумений

Правда Твоя, яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа. Человеки и скоты спасеши, Господи

Во многих местах божественного Писания, по обыкновению, ангелы называются именем людей. Это очевидно из тех случаев, когда архангел Гавриил представлен как человек Божий (Дан 9:21). Говорит и пророк: человеков и скотов хранишь Ты, Господи! под человеками подразумевая ангелов, а под скотами - людей; ибо в сравнении с разумением ангелов люди несмышлены и подобны скотам. <…> Но и Господь, согласно Луке, называл ангелов людьми, когда говорил: Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака (Лк 12:35-36). В самом деле, коль скоро ангелы во многих местах, как говорилось выше, называются людьми, взор их устремлен к Богу.

Комментарий на Откровение.

Еп. Ириней (Орда)

правда Твоя яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа: человеки и скоты спасеши, Господи

См. Толкование на Пс. 35:6

Лопухин А.П.

правда твоя яко горы Божия, судбы твоя бездна многа: человеки и скоты спасеши, Господи

См. Толкование на Пс. 35:6

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 7–8 Правда Твоя, яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа: человеки и скоты спасеши, Господи. Яко умножил еси милость Твою, Боже: сынове же человечестии в крове крилу Твоею надеятися имут

Хотя нечестивые, как бы так говорит псалмопевец, злодействуют, думая, что никто не видит их злодеяний, как будто никто не надзирает над ними; но у Тебя, Владыко Господи, пребывает неотступно правда вечная, которая воздает всем и каждому по делам его: правда Твоя, яко горы Божия, т.е. она так велика, как величайшие и высочайшие горы, которые иногда возвышаются над облаками. Великие предметы в мире псалмопевцы нередко именуют Божиими: «горы Божия, река Божия» (Пс.64:10), «кедры Божия» (Пс. 79:11), как созданные Богом и как громче всего проповедающие о творческой силе и величии Божием. Но правда Божия действует не так, как правда человеческая. Тогда как последняя находит нужным наказать и покарать, первая проявляет терпение и даже милует и долготерпит явным преступникам воли Божией, которые по суду человеческому подлежат гневу и достойны казни Божией. В этом смысле о правде Божией как проявлении Божественного правосудия в отношении к людям и вообще к тварям псалмопевец говорит: судьбы Твоя бездна многа, т.е. судьбы Божии неисследованы и непостижимы, как глубочайшие морские пучины, которые потому и называются бездною, как бы не имеющие дна и потому недостижимые для взоров человеческих и не подлежащие никакому исследованию. В этом же смысле о правде Божией и о судьбах Промысла Божия и апостол Павел говорит: «О, глубина богатства и премудрости и разума Божия! яко неиспытани судове Его и неизследовани путие Его» (Рим. 11:33). Промысл Божий проявляет одинаково милость Свою ко всем тварям, разумным и бессловесным: человеки и скоты спасеши, Господи. Некоторые отцы и учители Церкви (св. Афанасий Александрийский [3, с. 126]) последнее изречение объясняют как пророчество об искуплении и спасении мира чрез Иисуса Христа, разумея под именем человеки благочестивых людей, или вообще иудеев, получивших Закон и обетования от Бога, а под именем скотов неразумных – язычников, не ведующих Бога и не получивших письменного откровения воли Божией. Сказав о высоте и бесконечном величии свойств Божиих – милости, истины и правды, как наиболее действующих и проявляющих себя в искуплении и спасении мира, псалмопевец воздает как бы особенную похвалу и удивление спасительной для всех милости Божией, особенными благодеяниями которой воспользуются сынове человечестии, т.е. не скоты, или неразумные животные, и не те люди, которые уподобляются скотам бессмысленным, а те благочестивые и богобоязненные люди, которые не омрачили в себе образа Божия порочною жизнью и которые будут возрождены благодатью Божией от второго Адама – Христа: они в крове крилу Твоею надеятися имут, т.е. под охраною Божьей благодати сыны человеческие, как птенцы под сенью крил своей матери, могут быть спокойными, обнадеженными (надеятися имут), вполне уверенные в своей безопасности (Пс. 90:1–4). «О, сколь драгоценна милость Твоя, Боже!» (по пер. с евр.).

Объяснение священной книги псалмов.