Толкования на Пс. 36:23

Свт. Афанасий Великий

От Господа стопы человеку исправляются, и пути Его восхощет зело

От Господа стопы человеку исправляются. Господь одобряет его прохождение деятельной жизни.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 23-24 От Господа стопы человеку исправляются, и пути его восхощет зело. Егда падет, не разбиется: яко Господь подкрепляет руку его

Господь благословляет благословляющаго праведника, и кленущему его воздает равным; потому что Сам управляет путями праведных. Ибо без Его благодати никому невозможно неукоризненно шествовать, каким бы то ни было, путем добродетели. Но кто имеет сию цель, тому Он содействует; и для приобретения добродетели необходимо вместе стекаться и человеческому усердию и Божественному промышлению. Таким образом, если и поползнется когда совершающий путь сей, будет иметь Божественную помощь. Так и блаженный Давид, преткнувшись и подвергшись опасности пасть на землю, возставлен был Божественною благодатию.

Евфимий Зигабен

От Господа стопы человеку исправляются, и пути Его восхощет зело

От Господа стопы человеку исправляются

Здесь Псалмопевец ясно учит, что без помощи Божией человек сам по себе не может совершить ничего доброго: ибо если не Господь, говорит, построит дом, то напрасно трудились строившие (Пс. 126,1), ибо усердию человека содействуете Бог. Говорит—человека—не просто всякого, но праведного.

Посему и Бож. Кирилл сказал: Бог берет за руку, как свое дитя, и изводит на прямой путь, не попуская ему ходить кривым, или делать кривые пути в жизни, но научая Сам и направляя идти путем всякого доброго дела, по сказанному: Ты поддержал мою правую руку и советом Твоим Ты наставил меня. А когда стопы человека исправятся Господом, тогда пути его Он пожелает.

И пути его восхощет зело

К поведению, говорит, или жизни праведного человека, как добродетельной и неукоризненной, Господь изъявит свое хотение и удовольствие. Симмах—покажет хотение перевел—дает хороший успех.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 23–24 От Господа стопы человеку исправляются, и пути его восхощет зело. Егда падет, не разбиется, яко Господь подкрепляет руку его

В сих изречениях пророк продолжает описание действий благоволения Божия и промышления в отношении к праведному человеку, говоря, что все намерения, предприятия и действия (стопы) праведника направляются к добру и управляются к благому предназначению по воле Божией. Все поступки, все поведение и вся жизнь праведного, направляемые по воле Божией и сообразные с этой волей, становятся богоугодными: доброго пути его Господь восхощет зело, т.е. Он с особенным благоволением взирает на добрую жизнь праведного и в случае преткновения или падения его не допустит его разбиться и погибнуть: егда падет, не разбиется. Падение человека бывает двоякого рода: физическое и нравственное. Здесь нужно разуметь и то и другое: т.е. если человек впадет в какое-либо несчастье, если приключится ему какая беда, то в праведном уповании на Господа, Который поддерживает, подкрепляет руку его, человек сей избавится от беды и под тяжким бременем скорби и несчастья не изнеможет, не впадет в отчаяние и не погибнет. Равным образом, если человека верующего обуревают страсти и он подвергнется тяжкому искушению грехопадения, и тогда он не разбиется, не потеряет страха Божия, вера и надежда на Бога удержат его на пути истины и правды: благодать Божия укрепит его слабую волю, и помощь Божия не допустит его до совершенного падения.

Объяснение священной книги псалмов.