Толкования на Пс. 36:34

Свт. Афанасий Великий

Потерпи Господа и сохрани путь Его, и вознесет тя, еже наследити землю: внегда потреблятися грешником узриши

Внегда потреблятися грешником, узриши. Увидишь, говорит, грешников истребленными.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Потерпи Господа, и сохрани путь Его, и вознесет тя, еже наследити землю: внегда потреблятися грешником узриши

Посему, дознав это, ожидай Божественнаго определения, и сохраняй постановленные законы. В таком случае, и в настоящей жизни будешь славен, и в будущей насладишься постоянными благами, и увидишь злосчастный конец грешных. Потом, поелику многих огорчает то, что не видят теперь наказания неправедным, и ждут сего долгое время, Пророк весьма кстати в будущем уверяет тем, что уже было.

Евфимий Зигабен

Потерпи Господа и сохрани путь Его, и вознесет тя, еже наследити землю: внегда потреблятися грешником узриши

Потерпи (ожидай) Господа и сохрани путь Его

Когда, говорит, ты читатель, подвергаешься злоумышлениям и наветам чьим либо, то ожидай Бога, и Бог освободит тебя от искушения, или надейся на Господа и ожидай от Него помощи и сохрани тот путь жизни, который указал тебе Господь в святых своих заповедях. Храни, то есть, возлюби и восприми его всем сердцем твоим.

На сие сказал Кирилл Алек.: Превосходное дело терпение, ибо производит опытность, a сие упование, а упование не посрамит. Во всем боговдухновенном писании мы найдем, что терпение прославляется, как ведущее ко всякому добру.

И вознесет тя еже наследити землю

Бог, говорит, поставит тебя, христианин, выше всех злоумышляющих против тебя и сделает тебя высоким и великим пред людьми. Поелику же наследство настоящей земли и достижение временных ее благ, равно, как и истребление видимых врагов и многолетие и рождение детей и подобные мирские блага были для тогдашних иyдеев вожделенны и предмет заботливости; то посему и божественный Давид поощряет людей к добродетели обещаниями таковых благ; и в этом заключается причина, по которой он многократно возвращается к тому же, напоминая о наследстве земли и достижении благ и других земных выгод. Но и то, о чем говорится по земному, у возвысившихся умом принимается в высшем смысле, то есть, в смысле небесных и вечных благ бесконечного достояния праведников и мысленной и блаженной земли.

Тот же Кирилл говорит: Быть может вознесение от Бога есть конец свойственных святым потовых трудов, так что они будут выше земных развлечении, как написано: ибо державные Божии высоко вознеслись над землею. А псалмопевец, чтоб увеличить утешение, говорит: будешь вознесен до некоего наследования как бы основанной вверху и находящейся на высоте земли кротких: ибо явно, что возносится кто либо до наследства не под ногами находящейся земли, но до толико высокой, что имеет нужду в возносящем на оную Боге, чтобы мог ею владеть.

Внегда потреблятися грешником, узриши

Сими словами Давид утешает малодушие многих людей, скорбящих и соблазняющихся тем, что Бог терпит грешникам, не наказывая их. Почему к таковым малодушным говорит: ободрись человек и ты увидишь истребление грешников; а слово свое царе-пророк удостоверяет тем, что сам видел своими глазами, как это видно из следующего.

Прот. Григорий Разумовский

Потерпи Господа и сохрани путь Его, и вознесет тя, еже наследити землю: внегда потреблятися грешником узриши

Здесь Давид опять обращает речь свою в наставление и увещание праведнику, говоря как бы так: но как бы ни злоумышлял и что бы ни делал нечестивый в отношении к праведнику, ты все-таки не теряйся, не падай духом, надейся на Господа и терпением ожидай (потерпи) Его помощи, твердо иди путем заповедей Божиих, и Господь вознесет тя, защитит и прославит тебя в глазах грешников, ты получишь ту награду, которая уготована всем праведным, унаследуешь новую землю в Царстве Христа Бога (Мф. 5:5; 2 Пет. 3:13). А грешники, искавшие твоего падения и погибели, сами погибнут, и ты увидишь (узриши), когда настанет время их истребления, сам будешь очевидцем их погибели.

Объяснение священной книги псалмов.