Толкования на Пс. 36:37

Свт. Афанасий Великий

Храни незлобие, и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну

И наказание лукавых, и останок или достояние добрых, да внушат тебе заботиться о простоте сердца.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Храни незлобие, и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну

Симмах же выразил это так: храни простоту, и взирай на правое; потому что для человека мирнаго есть будущее, то есть, не обращай взора на скорби настоящия, но ожидай будущаго; настанет время, в которое водящимся простотою и правотою воздана будет надлежащая награда.

Евфимий Зигабен

Храни незлобие, и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну

Симмах—незлобие— перевел простоту. Храни, говорит, христианин простоту и соблюдай мысль прямою и сердце правым, и знай, что у мирного человека есть остаток, то есть, остается по смерти его память, или потому, что он оставляет хороших детей, или потому, что делал добрые дела, видя и памятуя то и другое, люди воспоминают и того, кто родитель и виновник того и другого.

Слова Божеств. Кирилла. Незлобием назовем простоту и незлобие в нравах; а под правотою будем разуметь нечто иное, как или прямое изъяснение и неизвращенное знание Божественных догматов, ибо слово истины должно раздражать прямо, или—некривление в деятельной добродетели… А такового называет мирным: ибо правый и незлобивый находится в мире с Богом и святыми людьми.

Прот. С. Терновский

Храни незлобие, и виждь правоту, яко останок человеку мирну

О каком это останке говорит пророк и кого разумеет под именем человека мирна? Остановим на сих выражениях благоговейное внимание; мы найдем в них много и утешения, и назидания.

Под именем человека мирного св. пророк разумеет человека нелицемерно благочестивого; это ясно как из понятия, которое находится в неразрывной связи с наименованием мирного, так и из выражений, встречающихся в сем псалме. Мысль, что есть останок человеку мирну, у пророка служит побуждением к тому, чтобы хранить незлобие и правоту. Пророк хочет сказать: соблюдай правоту, потому что есть останок человеку мирну, следственно, мирный человек есть тот, кто хранит незлобие и правоту. В других изречениях сего псалма пророк неоднократно употребляет понятие праведного: Господь не оставит преподобных Своих (Пс.36:28). Праведницы же наследят землю (Пс.36:29)

Есть, конечно, причина, по которой св. пророк благочестивого называет мирным. Путь мира в Св. Писании означает путь благочестия: направити ноги наши на путь мира, говорит св. Захария (Лк.1:79). Пути мирна непознаша (Ис.59:8) - так выражается св. пророк о нечестивых. С ненавидящими мира бех мирен (Пс.119:6) - свидетельствует о самом себе св. псалмопевец.

Связь мира и истинного благочестия весьма понятна. Истинно благочестивый находится в мире с Богом. В нем исполнилось усильное желание проповедников мира: молим вас, говорят они, примиритеся с Богом (2Кор.5:20). Мирно живет он и с ближними. Нет причины, которая бы заставила его нарушить мир. Мир нарушается неправдою, злобою, притеснением. Но все это противно истинному благочестию. Часто искание земного изгоняет мир и посевает враждебные чувства, а благочестивый ничего не ищет на земле, но и на небе, кроме Господа. Что ми есть на небеси, и на земли что восхотех от тебе: часть моя Боже в век (Пс.72:25,26). Все вменяет за уметы, да Христа приобрящет (Фил.3:8). Иногда неосторожность в слове, любовь к спорам и словопрениям гонят мир из среды людей. А отчего эти споры? От тщеславия и самолюбия. И до того ли праведнику или благочестивому, чтобы искать тщетной славы. Он знает, что Богу угоден потаенный сердца человек (1Петр.3:4), который зреет в безмолвии кроткого и молчаливого духа. До того ли ему, чтобы клеветать, порицать и осуждать? Он всегда погружен в самоосуждение, занят строгим препиранием со внутренними помыслами и чувствами. Для него всего дороже мир: мир Твой даждь нам, вся бо воздал еси нам (Ис.26:12), потому что только мирное сердце способно к любви, только в мире возможно богомыслие и созерцание Господа. Мир имейте и святыню со всеми (Евр.12:14), говорит св. апостол, ихже кроме никто же узрит Господа. Наконец, потому, что его сокровище Бог, а в мире место Его (Пс.75:2), говорит о Боге псалмопевец. Потому он все готов уступить, только бы сохранить мир в себе и вокруг себя.

Сему-то мирному человеку есть останок на земле. Что же такое значит: есть останок на земле. Во времена Ветхого Завета, когда ожидали благословенного семени, почитали особенным милосердием Божиим потомственное продолжение рода, сие продолжение и во все времена приемлется как благословение Божие. В сем отношении Давид в утешение праведных говорит, что они будут иметь останок на земле, то есть будут жить в своих благословенных потомках. В самом деле, род праведных благословляется: сыны сынов, яко новосаждения масличныя пред лицем их праотцов, служат залогом сего благословения. Потомство их снисходит до самых отдаленных степеней дотоле, доколе потомок благочестивых чувств не потеряется в неверии и любви к миру. Напротив, внуцы нечестивых не пребудут (Притч.24:20), скоро угаснет светильник их, не будет продолжительно потомство их; и ежели и продолжится, то потеряется от взоров человеческих в нищете, в презрении, в бесславии.

Не замечали ли вы, что чистая и неиспорченная кровь переходит от родителей к детям и потомкам и дает им крепкое сложение, долгожизненность, и, доколе она не испортится в них от роскошной и порочной жизни, дотоле благословение чадородия пребывает на них, и потомство благочестивых дотоле хранится, доколе в потомстве не иссякнет благочестие. Так есть всегда останки благочестивому. Сие благословение Божие особенно заметно в православных родах нашего отечества, которых родословие нам известно. Восходя от настоящего времени до их родоначальников, мы видим, что или праотцы их были мужи праведные и святые, и даже прославленные Богом, или, по крайней мере, среди предков замечаем людей, которые отличились необыкновенными чувствами благочестия, правотою, бескорыстием, любовью к церкви и, особенно, милосердием к бедным. Но нечестивые ясно угнетают праведных: Смотряет грешный праведного и ищет умертвить его (ст. 32) (Притч.2:20,22). Давид видит, что некоторые из благочестивых теряют терпение и уже ослабевают в уповании. Утешая их, он говорит, что есть останок человеку мирну на земле, что Господь защитит их, поможет им, измет от грешников и спасет их, яко уповаша на Него (Пс.36:39,40). Сколько бы ни усиливались нечестивые, но они не погубят потомство праведника, они сами падут и потребятся, а благочестивым Бог оставит убежище, в котором сохранит их. Он скроет их в тайне лица Своего, то есть невидимо покроет их Своим милосердием. Незлобивый останутся на земли, пути нечестивых от земли погибнут, пребеззаконии же изринутся от нея (Притч.2:20,22). Останки нечестивых потребятся, спасение же праведных от Господа, и защититель их есть в скорби, и поможет им Господь, и избавит их, и измет их от грешник, и спасет их, яко уповаша на Него (Пс.36:39,40).

С продолжением потомства дома хранится и соединенная с благословением память мирного и благочестивого человека, потому что, пользуясь миром, он может много сделать полезного ежели не для всего человечества, то для ближних. Память праведного с похвалами, говорит премудрый, - не такова участь нечестивых, скоро угасает имя их, по выражению того же премудрого (Притч.10:7), скоро погибает память их. Иероним, Августин, Феодорит (в приведенном месте) и Амвросий Медиоланский (Амвр., т.III, ст.79) под именем останки понимают вечную жизнь и будущее воздаяние.

Следственно, св. пророк хочет сказать: праведный, несмотря на явное угнетение от нечестивых, хранимый Промыслом, будет жить в благословенном потомстве своем, в благодарной памяти на земле настоящей и, наконец, наследует вечную жизнь, на земле новой, в жилище праведных.

Чтобы лучше уразуметь сие изречение, надобно заметить, что св. пророк имеет в виду благословенное семя, смотрит на праведных как на одно семейство, связанное духовным родством веры, правоты и незлобия. По сему понятию он хочет сказать: хотя семя змия, то есть нечестивое поколение, сильно вооружается против праведных, притесняет их, однако благословенное потомство еще ведется - еще есть останок, на котором опирается надежда благочестивых о рождении победоносного семени. В самом деле, пророк называет его коренем Иесеевым (Ис.11:1); он хочет чрез сие сказать, что племя благочестивых было доведено до самого бедственного положения, но не было лишено жизни: еще хранилась жизнь в останке благословенного потомства, и наконец от сего корня чрез Святейшую Деву взошел благословенный цвет, который разлил благовоние правды, веры и спасения на все человечество, - родился Иисус Христос, Источник жизни и бессмертия! Аминь.

Толкование особых изречений церковной псалтири, изложенное по руководству святых отцов церкви, 1891 г.

Лопухин А.П.

Храни незлобие и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну

«Наблюдай за непорочным и смотри на праведного» - поучайся из наблюдения над их поведением и судьбою тому, как тебе поступать. «Будущность праведного есть мир» - указание общее, или в смысле благополучия в земной жизни (см. 25 ст.) или загробной (см. 27-28).

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 37–38 Храни незлобие и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну. Беззаконицы же потребятся вкупе: останцы же нечестивых потребятся

Здесь слово незлобие означает «невинность, непорочность», правота – «правда, справедливость, праведность», останок – «остаток, конец, будущность». О каком это останке говорит пророк, и кого он разумеет под именем человека мирна? Под именем человека мирного св. пророк разумеет человека нелицемерно благочестивого. Истинно благочестивый, сохраняя непорочность (незлобие) и стремясь к праведности, находится в мире с Богом. В нем исполнилось усиленное желание проповедников мира, говорящих: молил вас, братие, от имени Христова – «примиритеся с Богом» (2 Кор.5:20). Мирно живет он и с ближними. Он не допускает причин, которые бы заставили его нарушить мир. Мир нарушается неправдою, злобою, притеснением. Но все это противно истинному благочестию. Часто искание земных выгод или приобретений изгоняет мир и сеет враждебные чувства, а благочестивый ничего не ищет не только на земле, но и на небе, кроме Господа. «Что ми есть на небеси; и от Тебе что восхотех на земли…. часть моя, Боже, во век» (Пс. 72:25–26). «Все вменяет он за уметы (навоз, сор. – Ред.), да Христа приобрящет» (Флп. 3:8). Иногда неосторожность в слове, любовь к спорам и словопрениям гонят мир из среды людей. А отчего эти споры? От тщеславия и самолюбия. Но до того ли праведнику или благочестивому, чтобы искать тщетной славы? Он знает, что Богу угоден сокровенный сердца человек, который усовершается «в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1 Пет. 3:4). До того ли ему, чтобы клеветать, порицать и осуждать? Он всегда погружен в самоосуждение, занят строгим препиранием с внутренними помыслами и чувствами. Для него всего дороже мир: «Мир Твой даждь нам, Господи, вся бо воздал еси нам» (Ис. 26:12), потому что только мирное сердце способно к любви, только в мире возможно богомыслие и созерцание Господа. Сему-то мирному человеку есть останок на земле. Во времена Ветхого Завета, когда ожидали Благословенного Семени, почитали особенным милосердием Божиим потомственное продолжение рода. Это продолжение рода и во все времена принимается как благословение Божие. С продолжением потомства дома хранится и соединенная с благословением память мирного и благочестивого человека, который, пользуясь миром, может много сделать полезного для ближних. Память праведных с похвалами, – говорит Премудрый (Притч. 10:7); но не такова участь нечестивых: имя их угасает, и скоро погибает память их. Блж. Феодорит, Иероним и другие под именем «останцы» разумеют вечную жизнь и будущее воздаяние [6, с. 173]. Беззаконники, все нечестивые обречены на погибель, после них ничего не остается: останцы их потребятся.

Объяснение священной книги псалмов.