Толкования на Пс. 37:4

Свт. Афанасий Великий

Несть изцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих

Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего. Расслаб я плотью, когда постиг меня гнев Твой. Несть мира в костех моих от лица грех моих. Изнемогла сила души моей, а причиною немощи грех.

Толкование на псалмы.

Свт. Василий Великий

Несть изцеления в плоти моей от лица гнева твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих

См. Толкование на Пс. 37:3

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих

Плотию названо здесь жительство подвижника Божия; костями назван образ мыслей его, названы помышления, которые составляют деннонощное поучение его. Телесный состав человека держится на костях: и жительство держится на образе мыслей; деятельность видимая и невидимая находится в полной зависимости от помышлений, которые ум усвоил себе, в которых он упражняется.

Приношение современному монашеству.

Свт. Феофан Затворник

Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих

«Нет исцеления»– нет здравия, и при том так, что и врачевства не придумаешь. Похоже слово пророка Исаи: от головы до ног нет целости (Ис. 1:6). Хочет сказать, что силы, органы, соки,– все повредилось, находится не в должном виде,– в соответствии с предыдущим: стрелы прошли насквозь и расстроили; рука налегла и стерла. «В плоти», или в теле только, которое состраждет душе, или вернее, во всем существе: и душа и тело болят. Причина -гнев Божий, Божие негодование за оскорбление Его, и Его отвращение и отвержение. «От лица гнева», чувствует, что гнев присущ, как сила, разрушительно действующая. Зигабен толкует – «от лица гнева», – от угроз и изреченных Пророком Нафаном бедствий. «Воображение гнева Твоего, прибавляет преосв. Ириней, которое всегда вращается пред мысленными очами моими, поражает меня и чувствительно изнуряет». Тех же мыслей и Анфим, Патр. Иерусалимский: «Приведши на память гнев твой на грешников, трепещу, и от одного этого воспоминания разслабляется все существо мое».

Нездравие, истощание, замирание должны быть прямым следствием Божия неблаговоления и отвращения. Как в Божием благоволении и благословении – жизнь; так в Его неблаговолении и отвращении – смерть. «Живот в воле Его благой», говорит в другом месте св. Давид (Пс. 29:6); так что коль скоро отвратит Он лице свое, все приходит в смятение и исчезает (Пс. 103:29).

Избранные псалмы, истолкованные святителем Феофаном Затворником.


Во втором полустишии 4-го ст. св. Пророк переходит к изображению своего бедственного греховного состояния. «Нет», говорит, «мира в костях», – мира – покоя, как бы так: в самых мозгах костей моих чувствую нестерпимые боли, и это лишает меня покоя,– или мира – ладу, согласия. Кости часто понимаются в псалмах (Пс. 6:3; 30:11;50:10) в значении основ телесного состава, а более в значении сил всего человеческого существа. Слова: «нет мира в костях» дают по сему мысль, что силы внутренние от греха пришли в разлад, распались, стали действовать одна против другой.– «Не стало твердости и благосостояния души и тела» (Зигабен) – И это от лица грехов. Грехи вошли в состав и действуют разрушительно, все расстраивают. «Изнемогла сила души моей,– и это от грехов». (Афанасий Великий). «Образ греха, не выходящий из памяти не оставляет во мне мира и покоя, но смущает кости мои, т. е. помыслы» (Анфим) «Остны совести бодут и распространяют тревогу и вражду во всем существе моем». (Зигабен).

Плоть и кости – весь состав, все существо человека. Грешник страждет, по причине греха сверху от гнева Божия, снизу – от самого греха. Гнев Божий прекращает благословение, следовательно прилив живительных сил; а тут грех сам действует, как ад снедающий. От этого благо не прибывает, а зло растет. И «нет целости», – в первом отношении; ибо Божие благоволение необходимо для полноты жизни нашей; «нет мира» во втором, – идет разложение, расстройство сил: начинается вражда тела на дух, сердца на ум, страстей на совесть, и проч. Грех зол не тем только, что гнев совне от Бога привлекает; но и тем, что и сам в себе есть ядотворное зло. Несть мира- прямой плод греха в нас.

Избранные псалмы, истолкованные святителем Феофаном Затворником.

Прп. Антоний Великий

Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих

И пророк Давид хвалился сею немощию. Несть исцеления в плоти моей, говорил он. Сии слова пророка показывают, что он весьма много ослаблял тело свое, для того чтобы получить спасение, которое уже не есть бессилие и болезнь, но — крепость и здравие, потому что с ослаблением тела укрепляется душа.

Письма к монахам.

Блж. Феодорит Кирский

Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих

Поражаемый наказанием, воспоминаю о грехе; а воспоминание о грехе производит, что проливаю слезы и сетую; от этого же увеличивается мое злострадание и бедствие.

Евфимий Зигабен

Несть изцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих

Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего

Слова: от лица гнева Твоего, от лица грехов моих, и от лица безумия моего, изречены в этом псалме в значении описания; вместо: по причине гнева Твоего, грехов моих, безумия моего. Итак, нет, говорит, врачевания плоти моей, то есть, облегчения злострадания, которое я сам причинил себе по причине гнева Твоего, иначе —угрозы Твоей и устрашения, сделанных мне чрез пророка Нафана, или объявляемых мне в законах. О подобном злострадании тот же Давид говорит и в других псалмах, — так: и я смирял постом душу мою (Пс. 34:13); и плоть моя изменилась по причине елея (Пс. 108:24); также: прилипли кости мои к плоти моей (Пс. 101:6); или: я утрудился от вопля, замолкла гортань моя (Пс. 68:4) и другие подобные.

Несть мира в костех моих от лица грех моих

Нет, говорит, твердости и стойкости в костях моих тленных, или душевных (каковы суть силы души и утверждающая душу мысли); потому что они колеблются и трясутся по причине грехов моих.

Некто безыменный говорит: Лице грехов есть воображение и воспоминание их, так как мой грех пред лицем моим всегда (т. е. памятование о грехе). Симмах вместо—от лица грехов моих—перевел: по причини грехов моих (в издан. Своде).

Прот. Сергий Терновский

Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих

Но Давид не ожидал ночи, чтобы приносить покаяние или благодарение Господу, еще до ночи его внутреннее чувство научало его и побуждало или к покаянию, или к благодарению. Так оно наказывало его, то есть производило сильное движение в сердце, как бы наносило внутренние удары, и сии удары выражались в болезни самого тела. Мне кажется, оттого пророк употреблял слово утробы, чтобы показать, что действие духовного чувства не останавливается в духе, но отражается и на самом телесном составе человека. Отсюда происходит, что человек издает воздыхания подобно рыканиям уязвленного льва. Отсюда сильные, обильные слезы, биение персей, потрясение самых костей, ибо сказано: несть мира в костех моих.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.

Лопухин А.П.

Ст. 4-5 Несть изцеления в плоти моей от лица гнева твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне

Господи! Снизойди к моим страданиям и болезни тела и души

Давид молит Бога, чтобы Он не наказывал его всею силою своего праведного гнева, хотя последний он и считает заслуженным. Страдания Давида велики: в него «вонзились стрелы», т. е. те страдания, которые сейчас испытывает Давид и которые ниже он описывает очень подробно; по испытываемой боли он сравнивает страдания с болью от стрел на войне. «Рука тяготеет», т. е. рука гнева, или - Господь сильно карает. Этой карой была какая-то болезнь, которая поразила Давида и, по его образному выражению, заставляла страдать не только его тело, мускулы, но и кости, т. е. внедрилась очень глубоко. Сила физических страданий вполне отвечает сознанию Давидом глубины своего падения и тяжести совершенного им преступления, которое он в своем сокрушенно-покаянном настроении образно рисует потопившим его с головой и давящим, как тяжелое бремя.

Прот. Григорий Разумовский

Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих

По-русскому переводу с еврейского: «Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего, нет мира в костях моих от грехов моих». Здесь св. Давид говорит, что вследствие поразивших его стрел Божественного гнева в его теле нет ни одного здорового члена, ни одного места, где не чувствовалось бы жгучей боли, так что весь организм его, даже кости его ноют от мучительной боли, как это бывает у человека, подвергшегося тяжким побоям. Под образом тяжких страданий Давид изображает прежде всего душевные свои страдания и муки, которые он испытывал вследствие раскаяния во грехах своих, вследствие упреков своей совести за совершенный им сугубый грех и вследствие неприятностей и унижения, навлеченных им на себя своим преступлением. Но можно понимать изречения этого стиха и в буквальном смысле, в значении телесных страданий. После преступления у грешника тяжело не только на душе, но и в теле, мысли о преступлении и наказании за него не дают ему покоя, а постоянные тревоги и беспокойство лишают его пищи, сна и отдыха и приводят в расслабление и расстройство все тело его. Прибавляя слова: от лица грех моих, Давид выражает сознание, что причиной его тягостных душевных и телесных страданий служат его великие грехи. Таково учение и Святой Церкви Христовой, которая старается внушить нам, чтобы свои несчастья и страдания мы не приписывали случайным, чисто внешним причинам и не винили в них других людей, жалуясь на их несправедливость и жестокость, а чтобы главной и существенной причины наших страданий искали в собственных наших грехах, что если стрелы гнева Божественного вонзились в нас и рука Божия тяготеет над нами, то это – от грехов наших. Кто усвоит себе этот взгляд на источник человеческих бедствий, тот скоро придет к сознанию своих грехов и, глубоко раскаиваясь в них, будет вместе с Давидом умолять Бога о помиловании.

Объяснение священной книги псалмов.