Толкования на Пс. 37:8

Свт. Афанасий Великий

яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть изцеления в плоти моей

Яко лядвия моя наполнишася поруганий; потому что увидел, как издевались надо мною враги мои. Разумеет же врагов мысленных.

Толкование на псалмы.

Свт. Василий Великий

Ст. 8-10 яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть изцеления в плоти моей. Озлоблен бых и смирихся до зела, рыках от воздыхания сердца моего. Господи, пред тобою все желание мое, и воздыхание мое от тебе не утаися

В место лядвия моя наполнишася поруганий Акила приводит: «бока мои наполнились бесчестиями», а Симмах: «лядвия моя наполнились бесчестий». И поэтому, когда на память ему приходит [совершенное им] позорное и бесчестное деяние, и чтобы укрепить чувствилище своей души, он говорит так: Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего. А почему же возсмердеша, он продолжает, говоря: Яко лядвия моя наполнишася поруганий, или «бока мои наполнились бесчестиями», символизируя этим позорное деяние. А когда берет себя в руки, то говорит: и несть исцеления в плоти моей. Поскольку лядвия моя наполнишася поруганий, поэтому, говорит он, что «приходя в покаяние о содеянном, я наказываю и угнетаю свою плоть», поэтому и несть исцеления в плоти моей. Так что если бы он мог сказать [то сказал бы]: если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня надень обновляется (2 Кор. 4:16), но прежде говорит: несть исцеления в плоти моей, и несть мира в костех моих. А затем продолжает: Озлоблен бых и смирихся до зела. Но это звучит несколько иначе, чем то, что он изрек прежде: пострадах и слякохся до конца. Ибо мужам разумным свойственно не превозноситься по поводу совершенных от невнимания и совосхищения согрешений, но стыдиться их и краснеть и быть поражаемыми совестью и смиряться. И Давид о таких и говорит: рыках от воздыхания сердца моего, или как приводит Акила: «ревел от скрежетания сердца моего». [Он как бы так говорит:] «Ибо я исповедал устами не для того, чтобы сделаться явным для многих; но внутри сердца, закрыв глаза, Тебе единому видящему я покажу мое скрытое стенание, вопия в самом себе. Ибо польза в этом моем исповедании была не от многочисленных слов, так как довольно было для моего исповедания и стенаний сердца моего, и воплей, ниспосылаемых из глубины души к Тебе, Боже.

Господи, пред Тобою все желание мое. Но и желание у меня было благое пред Тобою, Господи; и оно было о моем спасении. Ибо прежде я желал злого, и это желание не было пред Тобою, Господи; теперь же, когда я все совершаю, смирившись, и «рыкаю» от воздыхания сердца моего, и Тебя Спасителя и Врача я желаю, то поэтому пред Тобою все желание мое, и о причине Моего стенания Ты не неведаешь. Ибо знаю, что воссылаю Тебе стенание, достойное Твоего человеколюбия, поскольку Ты желаешь не смерти грешника, но его покаяния».

Беседы на псалмы. Беседа на тридцать седьмой псалом.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть исцеления в» плоти моей

См. Толкование на Пс. 37:6

См. также Толкование на Пс. 37:7

Прп. Максим Исповедник

яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть изцеления в плоти моей

… Ведь сила [бого]противного владычества лукавого, согласно Иову, в пупе чрева (Иов. 40,16: LXX), а чресла, по [словам] блаженного Давида, исполнены бе
совских глумлений; глумления же – это различные действия блуда.

Вопросы и затруднения.

Блж. Феодорит Кирский

Яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть исцеления в» плоти моей

Под словом «лядвия» [«лядвия» по греч. «ψύαι» – чресла] дает разуметь похотение; потому что в чреслах находятся почки, в которых естественно возбуждаются пожелания. Посему говорит: причиною сих бедствий было то, что обращал я вожделение не на то, на что должно, но на похотливость.

Евфимий Зигабен

яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть изцеления в плоти моей

Яко лядвия моя наполнишася поруганий (Чресла мои исполнились бесчестным огнем)

Если страстная плотская похоть есть бесчестие и ложь; то посему она не есть истинное удовольствие, но тень удовольствия. Посему-то Апостол говорит: и так станьте, препоясав чресла ваши истиною (Еф. 6,14); то есть, препояшьте внутренности ваши истинным удовольствием, каковое рождается от целомудрия и правды. Симмах вместо – чресла – перевел внутренности (λαγονες). To и другое означает похотствующую часть: поелику внутренности находятся около чресл, а из их рождаются похотствования в соитиях. Итак, Давид говорит, что похоть моя исполнилась бесчестия со стороны демона, потому что он посмеялся ей, раздражив ее к нелепым и беззаконным движениям плотской нечистоты.

Слова Великого Василия: Чресла мои исполнились посмеяний, то есть внутренности мои – бесчестия. Сими словами указывает на гнусное действие известного рода; ибо во внутренностях (почках) составляются содействующие деторождению семена. Плоть всегда изнемогает от истечений и нецеломудрия, почему любодействующий грешит против своего тела, как говорит Апостол.

и несть исцеления в плоти моей

Итак, поелику, говорит, я понес бесчестие от диавола, то посему нет уврачевания плоти моей, поелику я наказываю ее и изнуряю, как сказал прежде, и мщу ей за то сладострастие, которое она мне доставила.

Лопухин А.П.

яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть изцеления в плоти моей

См. Толкование на Пс. 37:6

Прот. Григорий Разумовский

Яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть исцеления в плоти моей

Лядвь, множественное число – лядвия значит: «брюшные мышцы», лежащие между нижними ребрами и пахами и занимающие центральное положение для всех мышц, в которых сосредоточиваются физические силы человека. Объяснение слова мышцы см. в Пс. 9:36. В переводе с еврейского весь стих читается так «ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей». Преосвященный Порфирий переводит первую половину стиха так: «ибо чресла мои наполнены поруганиями», и в примечании дополняет: «болезни суть как бы ругательства над здоровьем». Некоторые толковники под поруганиями разумеют беспорядочные движения похоти плоти (блж. Иероним, блж. Феодорит). «Под словом лядвия, – говорит блж. Феодорит, – пророк дает разуметь похотения, потому что в чреслах находятся почки, в которых естественно возбуждаются пожелания» [6, с. 175]. Вообще здесь идет речь о болезненном расслаблении всего тела, происходящем от греховного похотения плоти, и выражается жалоба псалмопевца, подобная той, о которой читаем у апостола Павла в Послании к Римлянам; «В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:23–24).

Объяснение священной книги псалмов.