Толкования на Пс. 37:20

Свт. Афанасий Великий

Ст. 20, 22-23 Врази же мои живут, и укрепишася паче мене. Хотя, говорит, не бесчувствен я ко греху, а напротив того, непрестанно беспокоюсь о нем, однако же вижу, что враги мои укрепляются. Эти-то враги, не потерпев от меня никакой обиды, ставя в вину мне грех, и обращая его в предлог брани против меня, начали преследовать меня, говоря, что поступают справедливо. Я стал для них мерзок, как мертвец. Посему-то умоляю Тебя, Господи: не отступай от меня, но паче поспеши на помощь нам.

Толкование на псалмы.

Свт. Василий Великий

Ст. 20-23 Врази же мои живут и укрепишася паче мене, и умножишася ненавидящии мя без правды: воздающии ми злая возблагая оболгаху мя, зане гонях благостыню. Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене: вонми в помощь мою, Господи спасения моего

Вспомнив всех своих врагов, увлекавших его ко греху, он просит Господа не оставить его. Он и теперь видит врагов, стоящих вокруг него и приступающих к нему и не удовлетворившихся первым нападением на него. Поэтому тревожась о том, как бы они не напали на него второй раз, он, сильно бодрствуя, говорит: Врази же мои живут. Ибо они не умерли и не перестали вдруг действовать, поэтому и написано: Прежде смерти не блажи никогоже (Сир. 11:28). Но не только живут, но и укрепишася паче мене, умножися ненавидящи мя без правды. Воздающий мене злая возблагая, которые не перестали клеветать на меня и теперь, даже когда я следую добрым и спасительным путем, завидуя моему спасению. Поэтому я умоляю и прошу: «Не остави мене, Господи, поскольку сам я в одиночку не смог бы выстоять. Ты же, Боже мои, не отступи от мене, но будь мне Помощником и Защитником моего спасения».

Беседы на псалмы. Беседа на тридцать седьмой псалом.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 20-23 Врази же мои живут и укрепишася паче мене, и умножишася ненавидящии мя без правды: воздающии ми злая возблагая оболгаху мя, зане гонях благостыню. Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене: вонми в помощь мою, Господи спасения моего

«Врази же мои живут, и укрепишася паче мене, и умножишася ненавидящии мя без правды». «Воздающии ми злая возблагая». Против Тебя одного согрешил я, Владыка, и пред Тобою сотворил лукавое. Они же, многократно видев от меня много благодеяний, воздают мне противным, и приобрели большую нежели я силу.

«Оболгаху мя, зане гонях благостыню». Сим опять указывает на Авессалома, который в худом виде представлял судебныя Давидовы определения, и называл их несправедливыми. И поелику он был сын, злоумышлявший отцеубийство, то справедливо присовокупил Пророк: и отринули меня возлюбленнаго, как мертвецем возгнушались [слов сих не читается ни в греч. переводе 70-ти, ни в еврейском тексте]. Ибо кого по естественным законам должно было любить, того возненавидели как смердящаго мертвеца. Сие можно прилагать и к неблагодарному народу, который, получив от Давида тысячи благодеяний и многократно быв чрез него победителем иноплеменников, оказался неблагодарным к благодетелю. «Не остави мене Господи Боже мой, не отступи от мене». «Вонми в помощь мою, Господи спасения моего». Утопая в столь многих скорбях, умоляю Тебя Бога и Владыку моего, не лишить меня обычнаго Твоего о мне промышления, но оказать мне помощь и даровать спасение.

Евфимий Зигабен

Врази же мои живут и укрепишася паче мене, и умножишася ненавидящии мя без правды

Врази же мои живут

То есть восставшие против меня с Авессаломом. Живут же поставлено вместо: они сильны, а я слаб.

И укрепишася паче мене

Эти слова ближе изъясняют стих предыдущий. Или: живут значит—здоровы, а умножишася—возрастают силами.

И умножишася ненавидящии мя без правды

Не только живы и благоденствуют, но и умножаются. Но они несправедливо ненавидят меня, потому что не имеют ничего такого, в чем бы могли обвинить меня.

Лопухин А.П.

Врази же мои живут и укрепишася паче мене, и умножишася ненавидящии мя без правды

См. Толкование на Пс. 37:16

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 20–21 Врази же мои живут и укрепишася паче мене, и умножишася ненавидящии мя без правды: воздающии ми злая воз благая оболгаху мя, зане гонях благостыню

Словом живут Давид не говорит только о жизни своих врагов, но свидетельствует о том, что они пользуются благами жизни, благоденствуют, в то время как он терпит раны и болезни. Под именем врагов разумея Авессалома и его сообщников, Давид говорит: в то время как я нахожусь в опасности потерять царство и лишиться жизни и испытываю постоянно мучительный страх, враги мои живы и не только здравствуют и благоденствуют, но и укрепляются, возрастают силами; вместе с тем умножается число тех, которые возненавидели меня несправедливо, которым я ничего худого не сделал и которые возымели вражду и ненависть ко мне только вследствие усиленного влияния на них личных врагов моих, клеветавших на своего царя. Под именем ненавидящих без правды он разумеет большую часть израильского народа, вовлеченного в измену царю льстивыми словами и обещаниями Авессалома. В продолжение своего царствования Давид сделал много добра своим подданным, а они воздавали ему злом за добро (злая воз благая), готовы были лишить его жизни и престола, несправедливо питая к нему вражду и ненависть, лгали и клеветали (оболгаху мя) на него, перетолковывая в худом смысле добрые слова и дела его, за то, что он старался делать им добро. Израильский народ, по словам блж. Феодорита «получив от Давида тысячи благодеяний и многократно быв чрез него победителем иноплеменников, оказался неблагодарным к благодетелю» [6, с. 178].

Объяснение священной книги псалмов.