Толкования на Пс. 39:1

Свт. Афанасий Великий

В конец, псалом Давиду

Содержание: Песнь эта приносится от лица нового народа, изъятого из рва бедствия, а потом вводится и лице Христа, объясняющего благодарным способ домостроительства. После же сего снова вводится лице уверовавших из израильтян, желающих избавиться от греха неверия и вместе описывающих бедствия, какие постигли их за неверие.

Толкование на Псалмы.

Свт. Григорий Нисский

В конец псалом Давиду

См. Толкование на Пс. 4:1

Блж. Феодорит Кирский

В конец псалом Давиду

Иные толковали псалом сей о блаженном Иеремии, а иные о чудном Давиде; потому что тот и другой ввергаем был в ров, начало же псалма упоминает о рве; и обратив внимание на одно речение, толковники обратились к такому разумению. Иные же утверждали, что псалом сей приличен обитавшим в Вавилоне пленникам. Но я думаю, что псалом написан о случившемся с Давидом, и притом образно; относится же и ко всему человеческому роду, от Бога и Спасителя нашего приявшему надежду воскресения. А к сему разумению приводит нас божественный Павел, упомянув о некоторых словах из сего псалма в послании к Евреям.

Евфимий Зигабен

В конец, псалом Давиду

По словам божествен. Кирилла и Афанасия, этот псалом внушен Давиду Духом Святым от лица христианской церкви, которая чрез него благодарит Бога за удостоение ее божественной благодати; в нем же она молится об освобождении ее от жестоких правителей и гонителей, которые воюют против нее. В надписи стоит: в конец, потому что написанное в нем относилось к концу; почему и сбылось все на самом деле.

Слова Феодорита: Я думаю, что этот псалом написан образно но случало событий с Давидом, а относится ко всему человеческому роду, получившему от Бога и Спасителя нашего надежды воскресения. К сей мысли ведет нас богоглаголивый Павел, упомянувший некоторые слова (сего псалма) в послании к Евреям.

Лопухин А.П.

В конец, псалом Давиду

Все содержание псалма может быть разделено на три части. В первой (ст. 2-9) Давид вспоминает об испытанных им опасностях, от которых его избавил Господь; во второй (ст. 10-11) говорит об откровении, бывшем ему от Бога, которое он огласил пред всем народом, и в третьей - (ст. 12-18) молит Бога об избавлении от вновь переживаемых им бедствий, причем указывает и на свою греховность пред Ним (ст. 13). Под первыми бедствиями, как уже прошедшими, нужно разуметь гонения от Саула, на что есть косвенное указание в 7 ст., а под переживаемыми бедствиями должно разуметь гонения от Авессалома. Весь псалом, таким образом, написан по поводу последних гонений.

Прот. Григорий Разумовский

В конец, псалом Давиду

Псалом этот имеет то же надписание, какое находится у многих других псалмов (10, 12, 18, 19, 40 и др.): В конец, псалом Давиду. Последнее выражение этого надписания свидетельствует о том, что псалом принадлежит Давиду, а первое – в конец – указывает на конец ветхозаветных времен, когда исполнилось все то, что из написанного в псалме относилось к будущим временам, «в смотрение исполнения времен» (Еф. 1:10).

В начале псалма (ст. 2–5) Давид выражает радостные и благодарные чувства по поводу того, что он избавлен Богом от великой опасности, в которой находился во время гонения от Саула, и потому получил возможность и имеет долг воспеть Богу «песнь нову» (ст. 4). Но затем, предвидя другие многочисленные опасности со стороны врагов, его преследующих и злоумышляющих на жизнь его, он излагает усиленную молитву свою к Господу Богу о помощи против бесчисленных врагов, признавая в то же время в окружающих его бедствиях заслуженное наказание за содеянные грехи и соединяя с молитвой крепкую надежду на то, что Господь, всегдашний его Помощник и Защитник, «попечется о нем» (ст. 18). Таким образом, псалом сей по содержанию его разделяется на две части: в первой изложено благодарение за великую помощь, а во второй – молитва об окончательной победе над врагами.

Так как некоторые стихи (7-9) сего псалма св. апостол Павел относит к Господу Иисусу Христу и приводит их (Евр. 10:5–7) в объяснение всемирной Жертвы, однажды принесенной Иисусом Христом для очищения грехов всего человечества, и бесполезности всех ветхозаветных жертв, которые приносились за грехи, то псалом сей, хотя и не в полном его составе, принадлежит к числу пророческих, или мессианских. А с другой стороны, так как Давид в своих страданиях, как и в славном царствовании, был прообразом своего богочеловеческого Потомка – Христа, а потому в положении, свойствах и действиях Давида предызображались положение, свойства и действия Мессии-Христа, то псалом этот считается прообразовательно-мессианским.

Объяснение священной книги псалмов.