Толкования на Пс. 39:13

Свт. Афанасий Великий

Яко одержаша мя злая, имже несть числа: постигоша мя беззакония моя, и не возмогох зрети: умножишася паче влас главы моея, и сердце мое остави мя

Яко одержаша мя злая, имже несть числа. Описывает бедствия, постигшие их после того, как не уверовали во Христа. Умножишася паче влас главы моея, и сердце мое остави мя. Это подобно тому, если бы кто сказал: я то же, что человек, у которого нет ума или сердца. Ибо израильтяне стали людьми буими и немудрыми.

Толкование на Псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Яко одержаша мя злая, им же несть числа; постигоша мя беззакония моя, и не возмогох зрети. Умножишася паче влас главы моея, и сердце мое остави мя

Никто да не почитает сказаннаго несообразным с истолкованным выше. Ибо и три отрока, достигшие самаго верха добродетели, и украшенные победным венцем, когда молились в пещи, говорили: «согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом», отступили мы от заповедей Твоих, не соблюли оправданий Твоих (Дан.3:29–30). Так говорили и чудный Даниил, и богомудрый Иеремия, и божественный Исаия, и премудрый Павел: «Христос Иисус», говорит Павел, «прииде в мир грешники спасти, от них же первый есмь аз» (1Тим.1:15); и еще: «несмь достоин нарещися Апостол» (1Кор.15:9). Посему Божия Церковь, подвергшись треволнениям, воздвигнутым нечестивыми, не высокомудрствует, как подвизающаяся, но грехам и проступкам приписывает с нею совершающееся, и умоляет Спасителя даровать ей помощь. Сверх того не вся Церковь Божия состоит из совершенных, но есть в ней живущие безпечно и возлюбившие жизнь нерадивую и возжелавшие служить сластолюбию, – и поелику тело Церкви едино, то как бы от одного лица произносится и то и другое.

Евфимий Зигабен

Яко одержаша мя злая, имже несть числа: постигоша мя беззакония моя, и не возмогох зрети: умножишася паче влас главы моея, и сердце мое остави мя

Яко одержаша мя злая, имже несть числа

Я вижу, говорит, что меня окружили столь многие злоухищрения и бедствия, что им нет числа. Посему имею нужду в Твоей помощи, Господи!

Постигоша мя беззакония моя, и не возмогох зрети

Замечай, христианин, что праведные люди, находящееся в церкви, по великому смиренномудрии своему все бедствия и искушения, случающиеся с ними, приписывают грехам своим. Так согласно с сим говорили и три отроки, когда находились в пещи: согрешили, беззаконовали мы,— несмотря на то, что они это терпели за Бога. Далее Давид говорит, что грехи его, то есть, происходящие из грехов искушения, столько помрачают очи душевные, что они не могут видеть и различать, что полезно: однако тьму сии рассеевает свет утешения от Бога.

Некто говорит: Грех, как мгла и облако темное, лежит на очах разума. И не только это, но и воспоминание прежних преступлений часто помрачает наш разум.

Умножишася паче влас главы моея

Хотя слова сии исходят из смиренномудрия церкви христианской, но не прилично разуметь, что они основаны на действительности. Поелику в церкви, как изъясняет Феодорит, между добродетельными и праведными есть многие грешники и нерадивые по жизни: то посему праведники усвояют себе грехи их, и почитают оные за свои собственные по общению и одной любви и вере с ними.

Некто из толковников: Мы не должны почитать это сказанным преувеличенно; ибо во многом согрешаем и по незнанию. При том и одно действие разделяется на многие грехи; почему убиение Авеля вменилось Каину в семь грехов, а Ламеху—в семьдесят раз по седми. Посему грехи наши на испытании от Судии точь в точь могут превзойти число волос на голове. Кирилл: Это слово предвозвещает многоразличное и всякого рода скопление неприятностей, которые испытала на самом деле Христова церковь. Ориген наши (душев.) бедствия умножаются нечувствительно, а когда их стало много, мы, лишаясь здорового рассуждения, бываем оставлены сердцем (в изд. Своде).

И сердце мое остави мя

По-видимому я, говорит,-—церковь Твоя, Господи, потеряла и самое сердце свое; поелику, изнемогши от искушений, не имею силы дерзновения на что либо: ибо сердце бывает дерзновенно и дает человеку смелость.

Еп. Ириней (Орда)

Яко одержаша мя злая, имже несть числа: постигоша мя беззакония моя, и не возмогох зрети: умножишася паче влас главы моея, и сердце мое остави мя

Конечно, псалмопевец в окружающих его бедствиях признает заслуженное только наказание за совершенные грехи (постигоша мя беззакония моя), но он с надеждою молится о помощи Божией и о посрамлении злорадных врагов. Если Бог услышит псалмопевца, тогда все добрые люди будут радоваться с ним и хвалить Бога; но теперь он еще не услышан, еще находится в печальных обстоятельствах; да поспешит же Господь, пекущийся о нем, услышать его.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Яко одержаша мя злая, имже несть числа: постигоша мя беззакония моя, и не возмогох зрети: умножишася паче влас главы моея, и сердце мое остави мя

См. Толкование на Пс. 39:12

Прот. Григорий Разумовский

Яко одержаша мя злая, имже несть числа: постигоша мя беззакония моя, и не возмогох зрети: умножишася паче влас главы моея, и сердце мое остави мя

В словах сего стиха псалмопевец выражает причину, почему он особенно умоляет Бога о милости к нему, чтобы не удалил щедрот Своих от него. Одержаша мя злая, т.е. обступили, говорит он, окружили меня со всех сторон такие бедствия и так много разных опасностей со стороны многочисленных врагов моих, что не достает сил и средств бороться с ними. Но в то же время он не ропщет и не жалуется на то, что якобы неправедно подвергся таким бедствиям и что постигшие его беды и скорби превышали меру грехов или его виновность пред Богом. Напротив, он смиренно признается в своих беззакониях и в том, что справедливо наказывается теми бедствиями за свои грехи. А этим самым и обнаруживает свою кротость и благоговейную покорность судьбам правды Божией. Постигли меня, говорит, беззакония и грехи и так омрачили мою совесть, что я не мог прямо и открыто смотреть, не возмогох зрети, так что не мог заранее усмотреть, как велика и глубока бездна моего грехопадения и, претерпевая такие бедствия, не видел нигде спасительного исхода. И беззакония мои, и те самые бедствия и злострадания, которые являются следствиями и плодами грехов и беззаконий, как казни за них, так многочисленны, что их, кажется, более, чем волос на голове моей, – и я, изнемогая под бременем тех и других, остаюсь как бы бесчувственным, и сердце мое остави мя: я изнемогаю не только телом, но и душою.

Объяснение священной книги псалмов.