Толкования на Пс. 40:13

Свт. Афанасий Великий

Мене же за незлобие приял, и утвердил мя еси пред тобою в век

Мене же за незлобие приял. Кто Сам защита всех, Тот говорит, что приял защиту, не потому что имел в том нужду, поколику Он — Бог, но, соделавшись человеком, говорит это за человеков.

Толкование на Псалмы.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Мене же за незлобие приял, и утвердил мя еси пред тобою в век

См. Толкование на Пс. 40:12

Блж. Феодорит Кирский

Мене же за незлобие приял, и утвердил Мя еси пред Тобою в век

И сие приличествует рабию зраку, восприятому Единородным Божиим. «Не от ангел бо» приял, как говорит божественный Апостол, «но от семени Авраамова» восприял: «отнюду же должен бе по всему подобитися братии, да милостив будет и верен первосвященник в тех, яже к Богу» (Евр.2:16–17). Итак, поелику воспринятое естество пребыло свободным от всякаго порока, то справедливо говорит: «Мене же за незлобие приял, и утвердил Мя еси пред Тобою в век», Ибо приял Я твердое единение; и союз неразделен, и слава вечна.

Евфимий Зигабен

Мене же за незлобие приял, (к себе) и утвердил мя ecи пред тобою в век

И сии слова сказываются со стороны Христова человечества, где незлобием называет чистоту и безгрешность. Ибо греха, говорит, не сделал (Ис. 53,9). Не только, говорит, Ты помог Мне, как человеку, но и утвердил подле Себя, то есть,—посадил Меня по правую свою руку: сиди, говорит, одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. 109,1).

Лопухин А.П.

Мене же за незлобие приял, и утвердил мя еси пред тобою в век

См. Толкование на Пс. 40:11

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 13–14 Мене же за незлобие приял, и утвердил мя еси пред Тобою в век. Благословен Господь Бог Израилев от века и до века: Буди, буди

Изречения этих стихов имеют тесную связь с изречениями предыдущих стихов и по буквально-историческому смыслу, и по пророческому. Хоть я и угрожал, говорит Давид, врагам моим отмщением, хотя и были у меня намерения воздать им за все их злодеяния в отношении ко мне, но я не выполнил этих угроз. Ты, Господи, Сам праведным судом Своим наказал их, я же отнесся незлобиво к ним, не сделал им никакого зла ни прежде их восстания на меня, ни после того, и Ты, Господи, видя мое незлобие, приял меня под Свою защиту и утвердил царское престолонаследие в потомстве моем во век (см. 2 Цар. 7:13, 16). В отношении к Мессии-Христу, Сыну Божию, слова сего стиха выражают ту мысль, что Христос, гонимый и оскорбляемый врагами Своими, никому из них не только никакого зла не сделал, «ни единаго же зла сотвори» (Лк. 23:41), но даже и молился за них Отцу Своему и вообще не сотворил Он никакого греха (Ис. 53:9), и за такое незлобие Отец Небесный не только принял Его (в человеческом естестве) в Свое благоволение (Мф. 3:17), но и утвердил Его, т.е. посадил Его одесную Себя, или, как в другом псалме говорит Давид: «Сказал Господь Господу Моему: седи одесную Мене, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс. 109:1). Словами последнего (14-го) стиха псалмопевец выражает благодарность Богу за избавление от врагов и за все Его милости, причем, называя Его Богом Израилевым, свидетельствует, что он твердо помнит тот завет, который заключил Господь с праотцами его (Быт. 17 и проч.; Быт. 26:4, 28:14 и проч.), и что избавление это, равно как и все милости Господни к нему, происходят из того завета, как бы из источника. Заключительные слова: буди, буди – служат как бы подтверждением всего вышесказанного и означают то же, что – аминь.

Объяснение священной книги псалмов.