Толкования Пс. 44:15

Свт. Афанасий Великий

Приведутся Царю девы вслед ея, искренния ея приведутся тебе

Приведутся царю девы в след ея. Это подобно сказанному: восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе (1 Сол. 4,17). Именем же девы означает опять Церковь. Обручих бо вас деву чисту представити Богу (2 Кор. 11,2). Искренния ея приведутся Тебе, потому что к девству близко воздержание, а посему и все те души, которые воздерживаются от лукавых дел, также будут приведены, и когда поведут их, обретут вечное веселие и радование.

Толкование на псалмы.

Свт. Василий Великий

Приведутся Царю девы вслед ея, искренния ея приведутся тебе

См. Толкование на Пс. 44:14

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 15-16 Приведутся Царю девы вслед ея, искренния ея приведутся тебе: приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев

Другой (неизвестный, См. Ориг. Экз.): «после­дуют». Третий (неизвестный, См. Ориг. Экз.): «вознесутся».

Видишь ли украшенную одежду, видишь ли золотое обла­чение – цвет девства? Это – одежда Церкви. И посмотри, с ка­кой точностью говорит пророк. Так как не тотчас, по осно­вании Церкви, процвел прекрасный цвет девства, но уже после, спустя несколько времени, то он и говорит об этом после прочего, когда сказал, что она забыла народ и дом отца своего, украсилась внутренней красотою, просияла добро­тою. Поэтому он и говорит: «ближние Ее приведутся к Тебе». Т.е. близкие, не по месту только, но и по образу жизни и по учению согласные с нею, какими нельзя назвать дев ере­тических, потому что они – не близкие к этой царице. «Приведутся с веселием и радостию». Посмотри, как и здесь сияет апо­стольское учение, и у пророка раскрывается апостольское изре­чение. Какое же именно? «Но таковые (женившиеся) будут иметь скорби по плоти» (1Кор.7:28). Как эти имеют скорбь, так те – веселие и радость. Замужняя должна заботиться и о де­тях, и о муже, и о доме, и о слугах, и о родных, и о свекрах, и о зятьях, и о внуках, о многочадии и бесчадии (впрочем, теперь не время описывать множество забот брачной жизни); а дева, распявшись (для плоти), отрешившись от на­стоящего, ставши выше забот житейских, удалившись от волнения (мирского) и каждодневно взирая на небо, наслаждается радостью Духа, вкушает веселие. Впрочем, пророк говорит не только о настоящем, но и о будущем, когда девы с чистыми и светлыми светильниками выйдут на встречу Жениху (Мф.25:7). Храмом царевым он называет здесь жилище Царя и чертогами (слоновыми) – брачный чертог.

Беседы на псалмы. На псалом 44.

Свт. Григорий Палама

Ст. 15-16 Приведутся Царю девы вслед ея, искренния ея приведутся тебе: приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев

Приведена же была Богу Богоматерь родителями Ее: еще не – подросток, не – отроковица, но – дитя, еще весьма нуждающаяся в них, имеющая еще только три года, и вчера лишь или третьего дня отнятая от груди и младенческой пищи. Но и в этом возрасте Она обнаружила для зрящих незыблемый образ мыслей: потому что все видели, что Она приступает с неизреченной радостью. Находясь же близ врат святилища, в то время, как благородные девы из Ее рода, сопровождавшие Ее со светильниками, окружали Ее, таким образом составляя торжественнейшую процессию, с совершеннейшим благоговением провожали Ее к внутренней части храма, тогда при этом Она отчетливо явила, что лучше, чем все, сознает значение того, что совершается и имеет совершиться в отношении Ее; так, доселе торжественная и сдержанная и видимая в спокойном состоянии духа и настроении, так что нельзя было бы вполне сказать, что Она идет впереди прочих чинно идущих дев, Она, затем, сочетав стремление с чинностью, немного ускорив шаг и опередив лик окружающих Ее дев, пошла впереди, в то время как все провожающие шли позади Ее, так чтобы наглядным было оное, относящееся к Ней; изречение в Псалме: «Приведутся Царю девы в след Ея, искренния Ея приведутся в веселии и радовании, введутся в храм царев».

Омилия 55. На Введение во Святая Святых Пречистыя Владычицы нашея Богородицы.

Свт. Филарет (Дроздов)

Приведутся Царю девы вслед ея, искренния ея приведутся тебе

Приведутся, говорит, Царю девы вслед Ея. Что за девы? Без сомнения, не просто девы плоти, поелику плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут (1Кор.15:50), но девы духа, в особенности души, естественное девство очистившие и возвысившие благодатию, вообще же души, сохранившие и возрастившие духовное девство, с которым родились от Духа в воде Крещения, или поврежденное исправившие совершенным покаянием и покаянною жизнию.

Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы. 1847 г.


Под именем дев разумеются души, не растленныя любовию плоти и мира, или от ней очищенныя. Это, если угодно, – ваши души, христиане, поколику оне сохраняют духовное девство, в которое родились крещением, или поколику возвращают оное покаянием. Оне также должны быть приведены к Царю Богу, хотя не рядом с Царицею Небесною, Которая впереди всех, потому что выше всех, однако-же, в след ея; чрез последование в некоторой степени примеру ея, оне должны быть доведены до некоторой степени общения с Богом.

Слово в день Благовещения Пресвятыя Богородицы. 1851 г.


в испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее

Если Дева Мария удостоена высочайшего избрания Божия: то рассуждайте, почему сие сделано? Скажете: по особенной благодати Божией? – Не спорю. Но рассуждайте далее: благодать Божия может ли быть в противоречии с правдою Божиею? – Нет, без сомнения. Если в человеке несогласие с самим собою есть нелепость: кольми паче в Боге, существе всесовершенном, должно быть совершенное согласие свойств и действий, сродное чистейшему единству. Итак, если Дева Мария удостоена высочайшего избрания по благодати Божией; то равномерно и по правде Божией. Превыше всех вознесена Она избранием; потому что превыше всех явилась достойною избрания, по своим душевным качествам и расположениям, и, между прочим, по чистейшему девству, которым Она, как солнце, взошла, очевидно превыше всего древнего, верно же и превыше всего грядущего мира. Отсюда надлежит заключить, что если Преблагословенная Мария чистейшим девством достигла высочайшего и беспримерного избрания Божия: то, хотя и не возможно равное сему избрание, однако подражающий, по возможности, Ее девству, по правде Божией, может, подобно Ей, уповать особенной благодати Божией, особенного избрания, особенного приближения к Богу. Если Ее одну девство соделало честнейшею Херувим, и славнейшею без сравнения Серафим: то Ее подражателей по крайней мере оно может соделать равными Ангелам. Если Ее одну девство соделало осененною скиниею Духа Святого, Материю Сына Божия: то может оно тем не менее и другие души соделать дщерями Божиими, ближними Царя небесного, невестами Христовыми. Сие именно возвещает нам тайнознаменательный псалом: приведутся Царю девы в след ея (Пс. 44:15).

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 15-16 Приведутся Царю девы вслед ея, искренния ея приведутся Тебе. Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев

По переводу Семидесяти, первый стих говорит еще об украшении дщери; второй обращен к Самому Жениху и Царю. По-еврейски говорится все к невесте, до того места, где написано: Поставиши я князи по всей земли, и читается так: «В испещренных (одеждах) вводится к Царю, девы в след за нею, подруги ее вводятся туда; вводятся с веселием и ликованием, входят в чертог Царя». Что есть большое различие между душами, верующими в Христа, это доказывает Песнь Песней, где написано: И восемьдесят наложниц и девиц без числа, но единственная — она, голубица моя, чистая моя, ближняя, о которой говорится: Увидели ее девицы, и — превознесли ее, царицы и наложницы, и— восхвалили ее (Песн.6:6,7,8). Та, которая совершенна и свята телом и духом, та удостоилась названия голубицы и ближней. Она есть та дочь, о которой выше сказано: Предста царица одесную Тебе, в ризах позлащенных. Те же, которые возвысились над шестью днями мира и вздыхают о будущем Царстве, те называются царицами. А та, которая и имеет обрезание восьмого дня, но еще не вступила в брак, та называется наложницей. Все же разнообразие верующих, которое еще не может ни быть заключенным в объятиях Жениха, ни рождать от Него детей, называется юношами. Я думаю, что к числу тех дев, которые следуют за Церковью и относятся к первой степени, принадлежишь и ты, и все, кто пребывает в девстве тела и души. Ближние же и подруги суть вдовицы и воздерживающиеся в супружестве; эти все с веселием и ликованием вводятся в храм и чертог Царя, в храм как священницы Божии, в чертог — как невесты Царя и Жениха. Этот храм видел Иоанн в Апокалипсисе (см.: Откр. Глава 21); этого храма желал пророк. Едино, говорит, просих от Господа, то взыщу; еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего (Пс. 26:4); и еще: Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея (Пс. 25:8); и в ином месте: Яко пройду в место селения дивна, даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания, шума празднующаго (Пс. 41:5). Пестрая же (одежда), которой украшается для своего Жениха царица, есть то самое, что у Семидесяти читается — одеяна преиспещрена.

К Принципии. Объяснение 44-го псалма.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 15-16 Приведутся Царю девы в след ея, искренния ея приведутся Тебе. Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев

Поелику не все достигают высоты совершенства; то Пророк называет одних невестою, как совершенных в добродетели, а других – девами, как в чистоте сохранивших принятую ими веру. Впрочем говорит, что и девы последуют за царицею и с нею войдут в храм Царев. Сие различие показал нам Господь в священном Евангелии, сказав: «обители многи» у Отца Моего (Ин.14:2). Согласно с сим и блаженный Павел сказал: «понеже человеком смерть, и человеком воскресение мертвых; яко же бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут: кийждо же во своем чину» (1Кор.15:21–23).

Евфимий Зигабен

Приведутся Царю девы вслед ея, искренния ея приведутся тебе

Приведутся Царю девы вслед ея

По Златоусту, Давид здесь пророчествует о том, что чин дев не будет учрежден тотчас по составлены христианской церкви, но вслед за нею не вдруг по составлении: потому, что, когда уже утвердилась церковь, тогда приведены ко Христу девы, то есть, чин девственниц посредством Апостольского учения. Другой некто говорит, что дщерь и невеста есть каждая душа, соединившаяся со Христом, посредством совершенства в добродетелях, а дева есть душа чистая от страстей, но еще несовершенная в добродетелях, которая, будучи ниже по совершенству, приводится к Богу другими. Невеста есть совершившая в добродетелях, а посему и совершеннейшая пред девою. Те же слова, будучи возводимы выше, означают то, что те из жен, которые возлюбят девство, некоторым образом будут подражательницами Девы Богородицы; потому что посредством подражания они пойдут вслед Богородицы, так что по своему девству и они могут быть называемы матерями Христа, как говорит великий по богословию Григорий: Христос от Девы; сохраняйте девство, жены, чтобы стать вам матерями Христовыми! (Слово на Рожд.).

Искренния ея приведутся Тебе

Те, говорит, души, которые приближаются к невесте и дщери Христовой своею верою и делами и которые несколько ниже ее, те, говорю, будут приведены к Тебе, Господи.

Слова Вел. Василия: Невесте Господней последуют некоторые души. Это те, которые не приняли семени чужих слов и которые приведутся к царю вслед за невестою. Да слышат сие и обещающие Господу девство, что девы приведутся к царю, девы близкие к церкви, и последующие ей, а не блуждающие вне благочиния церковного. И Феодоpитa: Поелику не все достигли крайнего совершенства; то одних называет невестою, как совершенных в добродетели, а других девою, как сохранивших ненарушимою полученную ими веру. Впрочем и сих называет последующими царице и входящими вместе с нею в храм царев. Таковому различию научает нас Господь, когда говорит: много обителей у Отца Моего.

Еп. Ириней (Орда)

Приведутся Царю девы вслед ея, искренния ея приведутся Тебе

Затем он обращает свой взор на ее подруг (искренние), на других девственных невест, которые присоединились к ней и идут за нею в царский дворец (небесную славу). Царю – к Царю в его дворце. Искренние – ближе всех находящиеся к главной невесте, подруги (языческие народы). Тебе – снова обращается к Царю с речью.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Приведутся Царю девы вслед ея, искренния ея приведутся тебе

См. Толкование на Пс. 44:14

Прот. Григорий Разумовский

Приведутся Царю девы вслед ея, искренния ея приведутся тебе

См. Толкование на Пс. 44:14