Толкования Пс. 45:5

Свт. Афанасий Великий

Речная устремления веселят град Божий: освятил есть селение свое вышний

Речная устремления веселят град Божий. Рекою называет евангельское слово, которое веселит Церковь. Освятил есть селение Свое Вышний. Ибо Святый почивает во святых, и вселится в них, т. е. в Церкви.

Толкование на псалмы.

Свт. Василий Великий

Речная устремления веселят град Божий: освятил есть селение свое вышний

«Речная устремления веселят град Божий». Морские воды, сильно возмущенные ветрами, «возшумеша и смятошася», но «речная устремления», протекающие без шума и безмолвно наводняющие достойных принятия, «веселят град Божий». Праведник и ныне пьет воду живую, и обильнее испиет ее впоследствии, когда будет вписан в гражданство во граде Божием. Но ныне пьет он в зерцале и в гадании, по малому постижению Божественных умозрений, а тогда вдруг примет в себя полноводную реку, которая весь град Божий может наводнить весельем. Какая же это будет река Божия, как не Дух Святый, пребывающий по мере веры в достойных, уверовавших во Христа? Ибо Он говорит: «Веруяй в Мя… реки от чрева его истекут» (Ин. 7, 38). И еще: если кто «пиет от воды… юже Аз дам ему, будет в нем источник воды текущия в живот вечный» (Ин. 4, 14).

Итак, сия река веселит всякий вообще град Божий, хотя или Церковь имеющих жительство на небесах, или всякую разумную тварь, от сил премирных до человеческих душ, надобно разуметь под именем града, веселящегося от излияния Святаго Духа. Ибо, по определению некоторых, город есть собрание живущих оседло и управляемых законом. Но такое же определение города приличествует и Горнему Иерусалиму, Небесному Граду. Ибо и там – собрание первородных, на небесах написанных, собрание живущих оседло по неподвижности пребывания святых, наконец, собрание, управляемое Небесным законом. Посему-то для человеческого естества невозможно познать порядок оного жительства и все украшения его. Это те самые, «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (1Кор. 2, 9).

Кроме сего, знаем, что там тьмы Ангелов и «торжество» святых и «Церкви первородных на небесех написанных» (Евр. 12, 23). О сем граде говорит Давид: «Преславная глаголашася о тебе, граде Божий» (Пс. 86, 3). Бог сему граду дает обетование чрез Исаию: «Положу тя в радость вечную, веселие родом родов»; и не будет «ни сокрушение, ни бедность в пределех твоих, но прозовется спасение забрала твоя» (Ис. 60, 15, 18). Посему, возводя душевные очи достойно Горнего, ищи познаний о граде Божием. Но как представить в мыслях что-либо, достойное тамошнего блаженства, которое веселит река Божия, «емуже художник и содетель Бог» (Евр. 11, 10)?

«Освятил есть селение Свое Вышний». Может быть, Пророк здесь разумеет богоносную плоть, освященную единением с Богом, почему под селением Вышнего понимай явление Бога во плоти.

Беседы на псалмы. Беседа на сорок пятый псалом.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 5-6 Речная устремления веселят град Божий: освятил есть селение свое вышний. Бог посреде его, и не подвижится: поможет ему Бог утро заутра

Διαψαλμα – перемена тона (в славянском нет этого слова). Другой (Акила): «постоянно». «Течения реки». Другой (Акила, Симмах, Феодотион): «разделения». В еврейском: «потоки» (фалагав). «Течения реки веселят город Божий: освятил селение Свое Вышний». Другой (Симмах): «святилище селения Вышняго». «Бог посреди его, и он не поколеблется: поможет ему Бог с раннего утра». Другой (Симмах): «около утра». Третий (Акила): «когда настанет утро». Сказав о могуществе и силе Божией, о том, что для Бога все легко, пророк переходит к промышлению Божию об иудеях, изображая в кратких словах оказанные им благодеяния. Он, столь сильный, столь могущественный и страшный, все держащий и носящий, все потрясающий и движущий, престав­ляющий и изменяющий, исполнил город наш бесчисленных благ. «Река» означает здесь обильное, беспрепятственное и щед­рое излияние высших благ. Пророк как бы так говорит: все блага изливаются на нас, как из источников. Как река, разделяясь на множество потоков, орошает страну, по которой протекает, так и промышление Божие окружает нас со всех сторон, обильно изливаясь, стремительно притекая и наполняя все. Оно не только доставляет нам безопасность и непреодо­лимую помощь, но и духовную радость. Поэтому пророк и гово­рит: «освятил селение Свое Вышний». И то не малое благодея­ние – назвать это место своим селением.

Не напрасно сказал он: «Вышний». Существо столь высо­кое, необъемлемое никаким местом, неизреченное, удостоило назвать наш город Своим селением и со всех сторон охра­няет его. Таков смысл выражения: «посреди его», как и в дру­гом месте Он говорит: «Я с вами» (Мф.28:20). Бог объемлет его со всех сторон; поэтому он не только не потерпит никакого бедствия, но и «не поколеблется». А причиною то, что он получает помощь самую скорую, решительную и всегда готовую, – это именно значит выражение: «с раннего утра», помощь немедленную и не долго ожидаемую, но всегда готовую и действующую быстро и в надлежащее время.

Беседы на псалмы. На псалом 45.

Блж. Феодорит Кирский

Речная устремления веселят град Божий: освятил есть селение свое вышний

«Речная устремления веселят град Божий». Рекою назвал здесь Пророк евангельскую проповедь, а градом – общество благочестивых, напаяемое потоками сей реки для плодоношения. Сие яснее перевели три толковника: «разделения реки веселят град Божий». Ибо как источник райский разделялся на четыре реки: так и сия река Божия имела тысячи и безчисленное множество протоков, простирающихся ко всем племенам рода человеческаго. Один потек к Индам, другой – к Испанцам; иный наводнил Египет, а другой – Елладу; одним назначено орошать Иудею, а другим – Сирию и Киликию; иным же предоставлены для возделывания другие народы. Сие же предвозвестил и блаженный Аввакум; ибо говорит: «реками разсядется земля» (Авв.3:9), то есть протоками разделена будет земля, прияв струи великой реки; потому что отдельные протоки Пророк назвал реками.

«Освятил есть селение свое Вышний». Что назвал Пророк градом, тоже самое наименовал селением. Ибо сказано: «вселюся в них, и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие глаголет Господь Вседержитель» (2Кор.6:16-18). Посему Пророк сказал, что одни и теже напаяваются и освящаются Богом всяческих.

Евфимий Зигабен

Речная устремления веселят град Божий: освятил есть селение свое вышний

Речная устремления веселят град Божий

Здесь излагаются те таинственные понятия, по которым сделана в этом псалме надпись. Рекою здесь называется Христос, по причине сладчайших слов своего учения, которые напаяют и веселят души христиан и делают их способными к приношению плодов добродетелей, как говорит Господь чрез Исаию: вот Я уклонюся на них, как река мира (Ис. 66,12). Быстрины этой реки суть Апостолы, которые устремлены и подвигнуты Им к преподаванию учения миpy: идите, говорит, и научите все народы (Матф. 28,19). Город Божий есть Церковь, или собрание христиан, по причине богоугодного их жития. Итак Апостолы веселят Церковь и жизнью и словом. Можно это понимать и иначе—согласно с Василием. Река есть Дух Святый; а устремления ее суть различные дарования, которыми Церковь Божия напаяется и увеселяется.

Он говорит: Под городом Божьим разумеет и всю тварь, начиная с превышемирных сил до человеческих душ, увеселяемую влиянием Святаго Духа. Ибо некоторые, определяя город, называют его учрежденным и законом управляемым собранием. А таковое определение града прилично и вышнему Иерусалиму и небесному Граду. И Григорий Нисский: Веселят небесный Град Божий, состоящий из Твоих вышенебесных сил, устремления Божией реки, то есть разделения дарований Духа, производимые и даруемыя достойным по соображению. Ибо святое сословие высших духов весьма радуется о спасении людей. Некто другой говорит, что река есть Евангельское Слово, увеселяющее Христову церковь (у Никиты). Слово Златоуста: Рекою называет здесь обильное подаяние высоких дарований и изображает ею беспрепятственность излмяния их, говоря как бы так: все блага изливаются на нас, как бы из источников. И Иоанн Дамаскин: Я знаю, говорит, и другой город Божии—пресвятую Деву, Которую веселит, как стремления реки, наитие Святаго Духа, предъочистившее ее ложесна.

Освятил есть селение свое Вышний

Та же самая Церковь из верующих есть и город и жилище Бoжие. Почему и написано: буду у них жить и ходить (Лев. 26,12); также: и Слово стало плотно и обитало в нас (Иоан. 1,14).

Василий жилищем Божиим назвал Богоносную (Богоипостасную) плоть Христову, освященную чрез соприкосновение с Богом; а Дамаскин—Деву, которую Всевышний сделал для Себя жилищем и освятил, вселившись в нее, и сделал непоколебимою, потому что знаки девства ее не нарушены.

Еп. Ириней (Орда)

Речная устремления веселят град Божий: освятил есть селение свое вышний

При такой защите Израиль не боится самых великих переворотов и опасностей. Милость Божия защищает и радует святый город, который есть жилище Божие; так как Бог находится в нем и с ним, то никакая сила не поколеблет его, потому что Он немедленно является с своею помощию. Речная устремления и пр.; в противоположность волнующемуся морю, тихо текущая, но обильно изливающаяся река служит символом мирно подаваемой, богатой благодати Божией, которой радуется город Божий, как получивший спасение; вторая половина ст. 5 указывает, кажется, основание спасения; Бог спас город, потому что избрал Своим жилищем и этим освятил его (храм на Сионе). Устремления (множ.числ.) – волна вздымается на волну; это преизобилующая благодать Божия.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Речная устремления веселят град Божий: освятил есть селение свое вышний

Бог, как река, орошает Сион и ограждает его от врагов

Речным потоком, или для ясности рекою текущей, называется здесь Бог. Река - не шумна, как валы моря, но она течет постоянно и покойно, напояя людей и землю. Так и Господь - постоянный покровитель «града Божия», т. е. Сиона, напояет его своею милостью и защитой, а с ними дарует и победу над врагами.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 5–6 Речная устремления веселят град Божий: освятил есть селение Свое Вышний. Бог посреде его, и не подвижится: поможет ему Бог утро заутра

Градом Божиим в прямом смысле псалмопевец назвал здесь город Иерусалим с его святилищем, знаменитейшим во времена царей иудейских храмом Соломоновым. Переведя первую половину 5-го стиха словами, «стремления потока веселят град Божий», преосвященный Порфирий дает к этим словам такое примечание: «И ныне, когда Кедронский поток покажется из земли в Гефсимании, жители Иерусалима веселятся у вод его». Всевышний Господь, повелев Соломону устроить в Иерусалиме храм и назначив его Своим видимым жилищем, тем самым освятил это селение Свое. Сам Бог таким образом поселился посреди него, и потому Он не даст поколебаться ему, Своему святому жилищу: в случае опасности Он поможет ему с раннего утра (утро заутра), как и помог при нападении союзных врагов, аммонитян и моавитян с прочими (2 Пар. 20), о чем, конечно, и говорит здесь псалмопевец. По изъяснению св. отцов (св. Афанасия Александрийского, св. Василия Великого и др.), в переносном смысле здесь излагаются те таинственные понятия, по которым к этому псалму сделано надписание о тайных [3, с. 156:4, с. 207–208]. Рекою здесь называется Христос, по причине сладчайших слов Его учения, которые напаяют и веселят души христиан и делают их способными к приношению плодов добродетелей. Быстрины этой реки суть апостолы, которые устремились на проповедь евангельского учения, по слову Христа: «Идите, научите все народы соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19–20). Город Божий и селение Его, или жилище Божие, есть Церковь христианская, которую освятил Вышний Господь Своим учением и Своим пребыванием в ней, как написано: «Вселюсь в них и буду ходить с ними» (Лев. 26:12). Он посреди Своей Церкви, как Сам сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них… се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.18:20, 28:20). А потому этот град Божий, это селение Его, или, что то же, Церковь христианская не подвижится, будет непоколебима при всех насилиях от видимых и невидимых врагов, усиливающихся разрушить ее, как и опять Сам Христос сказал: «Врата ада не одолеют» Моей Церкви. (Мф. 16:18). Он, Глава Своей Церкви, находящийся в самом тесном общении с нею, не замедлит Своею помощью во всяких бедствиях и опасностях ее: Он рано, утро заутра поможет ей.

Объяснение священной книги псалмов.