Толкования Пс. 46:2

Свт. Афанасий Великий

Вси языцы, восплещите руками, воскликните Богу гласом радования

Вси языцы восплещите руками, т. е. упражняйтесь в добрых делах. Воскликните Богу гласом радования. Этот псалом есть победная песнь. Посему, язычники призываются воспеть его, как бы над падшими уже сопротивными силами.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Вси языцы, восплещите руками, воскликните Богу гласом радования

Этот псалом такого же содержания (как и предыду­щий). В нем пророк изображает победы и трофеи над вра­гами и призывает всю вселенную к прославлению совершив­шегося. Но, может быть, некоторым кажется недостойным начало увещания божественного Духа, и это повеление, – рукопле­скания, клики, шумные возгласы. Может быть, скажет кто-ни­будь: не собирающимся в это почтенное училище, а действую­щим на зрелищах и пиршествах свойственно рукоплескать и производить шум руками; людям, наставляемым благодатью Духа, прилично спокойствие и благочиние. Что же означают эти слова? О каком восклицании и рукоплескании говорит пророк? Действительно, на войне и в сражении есть такой обычай, т.е. восклицать и рукоплескать, чтобы устрашить неприятелей; а мир­ной душе это не свойственно. Между тем псалом призывает к тому и другому – к рукоплесканию и восклицанию. Что же означает сказанное? Означает не что иное, как радость и победу. Так и в другом месте пророк представляет реки рукоплещущими: «да рукоплещут вместе и реки» (Пс.97:8). Также Исаия представляет дерева делающими тоже (Ис.55:12), и Псалмопевец еще в другом месте представляет горы и холмы скачущими (Пс.113:4), не для того, чтобы мы буквально ра­зумели, будто горы и холмы скачут и реки рукоплещут, как бы имея руки, – это было бы крайне безрассудно, – но чтобы ви­дели высшую степень радости. То же самое можно видеть и у людей. Почему же пророк не сказал: радуйтесь и веселитесь, но: «восплещите» и «воскликните»? Чтобы показать нам величайшую радость. Как Христос, когда говорит: «ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое» (Мф.6:17), повелевает не на самом деле помазываться, – никто из нас не делает этого, – но показывать радость и веселое расположение духа (ведь Он заповедует поститься с радостью, а не с унынием), – так и здесь заповедуется нам не рукоплескать, но веселиться и радоваться, воспевая псалом. Впрочем справедливо можно ра­зуметь этот псалом более в переносном смысле, возвышаясь над историческими событиями. Хотя пророк начинает речь с чувственных изображений, но он руководит слушателя к духовным предметам.

Как я прежде говорил, так и теперь скажу: иное в Писании должно понимать так, как сказано, а иное в смысле переносном, – напр., когда говорится: «волк будет жить вместе с ягненком» (Ис.11:6). Мы не разумеем здесь ни волков, ни агнцев, ни пастбищ, ни вола, ни тельца, но под видом бессловесных представляем нравы людей. А иное нужно прини­мать в двояком смысле, чувственном и духовном, – как, на­пример, в событии с сыном Авраамовым (Быт.22) мы видим, что сын был приносим в жертву, но под этим действием с сыном разумеем и нечто другое таинственное, именно – крест. Также в агнце египетском мы видим образ страданий (Христовых). То же нужно сделать и здесь. Пророк говорит не об арабах и других соседних народах, но при­зывает «все народы».

В самом начале он возбуждает слушателя, при­зывая к слушанию столь важного благовестия, к всеобщему славословию, к некоторому божественному и духовному праздне­ству, к тайноводству, принесенному с небес. Потому и гово­рит: «восплещите руками», т.е. радуйтесь, восхищайтесь. То же самое заповедует и евангельское учение, когда говорит: «возрадуйтесь» (Лк.6:23), повелевая, конечно, не скакать и плясать, – это было бы неприлично, – но выражая особенно сильную радость, потому что совершившееся достойно великой радости. Где только светит солнце, везде распространилось евангельское учение, на всю вселенную простерлось спасение, и те, которые прежде были преданы заблуждению, явили любомудрие выше иудейского слу­жения. «Все народы, восплещите руками». Руками, которые прежде были нечисты, отвратительны, ежедневно оскверняемы кровью от нечистых жертв, которыми вы убивали детей, совершали гнус­ные дела и действовали вопреки самой природе, этими руками восплещите ныне. «Воскликните Богу гласом радости». Языком, которым вы вкушали нечистое, которым произносили слова богохульные, этим языком возгласите победную песнь. Так и воины имеют обычай, когда неприятельское войско уступает, не продолжать упорного боя, но дружным криком и воплем потрясать уже пораженные души противников; и это служит знаком блистательной победы и величайшего торжества, когда считается достаточным окончить сражение не руками, а одним криком вместо рук и оружия.

Все это было делом Христа. Он сам прекратил же­стокую войну, связал «сильного» и расхитил сосуды его (Мф.12:29). Но, как человеколюбивый, Он предоставляет наслаждаться победою и трофеями тем, которые нисколько не подви­зались, и повелевает воспевать победную песнь, как будто они сами совершили это и одержали победу. Потому все мы воскли­цаем не тихим, но громким голосом: «смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1Кор.15:55). И еще: «вознесся Бог при восклицании». Так сказано в настоящем псалме (Пс.46:6). И в дру­гом месте: «Ты взошел на высоту, пленил плен, принял дары от людей» (Пс.67:19). Воспели некогда и иудеи победную песнь, когда потонуло войско египтян: «Пою Господу, ибо Он высоко превознесся» (Исх.15:1); но наша песнь гораздо торжественнее, потому что ныне погибли не египтяне, а бесы, побежден не фараон, а диавол, отнято не чувственное оружие, а умерщвлен грех, не в Чермном море, а в купели возрож­дения, и мы идем не в землю обетованную, а стремимся на небо, вкушаем не манну, а принимаем тело Господне, пием не воду от камня, а кровь от ребра Христова. Поэтому про­рок и взывает: «восплещите руками»; вы освободились от кам­ней и дерев (ветхозаветных), и взошли на небо и на небо небес и стали пред престолом Царя. Итак «воскликните Богу», т.е. принесите благодарность Ему, приписывайте победу Ему, трофей Ему. Это – не человеческая война, не чувственная борьба, подвиг не для чего-нибудь житейского, но для самого неба и благ небесных. Он сам руководил этою войною и даровал нам победу.

Беседы на псалмы. На псалом 46.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 2-3 Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Яко Господь вышний страшен: Царь велий по всей земли

Так предвозвестило пророческое слово, и вместе показывает, что лик Апостолов все народы приглашает к песнопению. Победе же прилично рукоплескание, и воскликновение есть глас побеждающих. Посему мысль, заключающаяся в сем псалме, состоит в связи с мыслию псалма предыдущаго. Тот псалом предвещал обещанную после бури и мятежей победу; а сей одержавшим победу повелевает возглашать песнь Подателю победы; потому что оказался Он для всех вас, говорит псалом, вышним, страшным Царем. И древле было ведомо сие одним Иудеям; а в настоящее время соделано известным для всего человеческаго рода.

Евфимий Зигабен

Вси языцы, восплещите руками, воскликните Богу гласом радования

Вси языцы восплещите руками

Cие плескание, то есть, ударение руками одна об другую, есть выражение чрезмерной радости. Итак Давид сим знаком выражает означаемое, то есть, душевную радость. Ибо, по словам Златоуста, повелевает не плескать чувственными и телесными руками, но—радоваться душею— духовно о том, что они удостоились иметь столь человеколюбивого и всесильного Господа.

Другой говорит: Или это—рукоплещите—значит упражняйтесь в добрых делах (ибо руки часто принимаются вместо действий), и, совокупляя добродетели с добродетелями, составляйте плескание, то есть, приводите в стройность деятельные силы. Феодорит: Плескание свойственно победе и восклицание есть голос побеждающих.

Воскликните Богу гласом радования

И здесь—воскликните— взято не в собственном значении —вместо: воспойте Богу песнь победную. Ибо восклицание собственно есть смешанные голоса одерживающих на брани победу, которыми они устрашают побеждаемых ими врагов. Голос радости значит голос исполненный веселия. Далее Давид излагает и причину, почему говорит так.

Слова Златословесного: Все здесь было делом Христа, ибо Он уничтожил лютую cию брань, связав сильного и расхитив его сосуды… Посему мы смело говорим не слабым некиим гласом, но самым сильным: Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Итак воскликните Богу, Ему принесите благодарение, Ему победу, Ему знамения победы. Это не человеческая брань, не чувственная борьба.

Еп. Ириней (Орда)

Вси языцы, восплещите руками, воскликните Богу гласом радования

В ст. 2 псалмопевец обращается к побежденным и другим соседним языческим народам, на которых чудесное спасение народа Божия произвело глубоко потрясающее впечатление (2 Пар. 20:29) прославлять Господа радостными восклицаниями. Восплещите руками; рукоплескание – выражение радости (Наум. 3:19; Пс. 97:8); следовательно, радуйтеся.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Вси языцы, восплещите руками, воскликните Богу гласом радования

Все народы должны благоговеть пред Богом, Который обнаружил свою силу попранием врагов Иакова, которого он возлюбил

В поражении языческих народов писатель псалма видел ясное доказательство, что Бог еврейский есть истинный Бог. В этом, по нему, должны фактически убедиться и все языческие племена, почему писатель вместе с собою приглашает и их радоваться, так как они узнали теперь, где есть истинный Бог.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 2–3 Вси язы́цы, восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Яко Господь Вышний страшен, Царь велий по всей земли

Языцы – значит: «народы» (объяснение сего слова см. в Пс.2:1). Восплещите (от слова «плескати» – «рукоплескать») руками значит: «рукоплещите, радуйтесь» (см. Пс.97:8). Призывая все народы к духовной радости и веселию, псалмопевец обращается особенно к побежденным и другим соседним народам с приглашением прославлять Господа радостными восклицаниями. Рукоплескание означает здесь не телесное только биение или движение рук, но внутреннее веселие духа, выражаемое внешними действиями рук, воплем голоса и другими знаками. Объясняя изречения этого псалма в духовном смысле, св. Афанасий Александрийский говорит, что он (псалом) воспевается от лица св. апостолов, которые описывают гонение за проповедь и одержанные при этом победы [3, с. 157]. А так как «победе прилично рукоплескание, и восклицание есть знак побеждающих, – говорит блж. Феодорит, – поэтому и мысль, заключающаяся в этом псалме состоит в связи с мыслью псалма предыдущего. Тот псалом предвещает после бури и мятежей победу, а сей одержавшим победу повелевает возглашать песнь Подателю победы, потому что Он оказался, – говорит, – Вышним и Страшным» [6, с. 217]. Вышним называется здесь Господь относительно Божества, выше Которого ничего не может быть во всем мире, Страшным – относительно силы Его, с которой также никакая сила не может идти в сравнение, и Он может Своею силой сокрушить и умягчить жестокость и силы всего мира. Называется также Царем великим, потому что не только вся земля, но и вся вселенная Им управляется и состоит под Его властью (Пс.23:1).

Объяснение священной книги псалмов.