Толкования Пс. 49:23

Свт. Афанасий Великий

Жертва хвалы прославит Мя, и тамо путь, имже явлю ему спасение Мое

Жертва хвалы прославит Мя. Повторяет сказанное прежде, повелевая совершать словесное служение. После сильного обвинения показал врачевство от греха, и именно употребление таинств. Ибо это действительно жертва хвалы, прославляющая Бога, потому что тогда предстоим, вознося хвалу вместе с Ангелами и со всею тварью. И тамо путь, имже явлю ему спасение Мое, то есть, в жертве хвалы заключается путь спасения, уготованного Богом.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Жертва хвалы прославит Мя, и тамо путь, имже явлю ему спасение Мое

Сказав: «обличу тебя и представлю пред лицем твоим грехи твои», произнесши осуждающий приговор, он опять отменяет решение, не пре­давая их наказанию, как осужденных, но, как имеющих исправиться от увещания и совета, удерживая и вразумляя страхом: «дабы, говорит, не восхитил, как лев, и (тогда) никто не избавит. Жертва хвалы прославит Меня: и это путь, коим Я явлю ему спасение Мое». Показав Свое человеколюбие, сде­лав увещание, совет, угрозу, внушив страх, назначив стро­гое наказание и сделав предостережение, Он указывает и спо­соб, каким можно исправить сделанное: «жертва хвалы, – гово­рит, – прославит Меня». Смысл слов Его следующий: она не только прекратит Мой гнев, отменит осуждение, но и прославит Меня. Видишь, как велико это дело, если чрез него прослав­ляется Бог. «И это путь, коим Я явлю ему спасение Мое». Ви­дишь ли неизреченную награду? Видишь ли крайнее человеко­любие? Обещает показать путь Божий и истинное спасение Божие поступающим так.

Беседы на псалмы. На псалом 49.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Жертва хвалы прославит мя, и тамо путь, имже явлю ему спасение мое

Будем же славословить Господа: быть может, во гласе нашего славословия Бог явит нам спасение Свое.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Феодорит Кирский

Жертва хвалы прославит Мя: и тамо путь, имже явлю ему спасение Мое

Симмах же перевел это яснее: приносящий жертву вместо хвалы прославит Меня, и шествующему чинно явлю спасение Божие. Ибо надлежит не песнословить только Бога, и не жертву только хвалы приносить Ему, но и ходить чинно и благоустроять жизнь свою. Ибо таким образом возможно улучить спасение от Бога. По переводу же седмидесяти, Бог говорит: услаждаюсь жертвою хвалы, ее признаю приличною для Меня славой, и приносящему сию жертву покажу за нее путь Мой, котораго конец – спасение от Бога. Надлежит же заметить, что здесь упомянуты два Лица; Бог говорит: «жертва прославит Мя». А сим указав на собственное свое Лице, присовокупил: «и тамо путь, имже явлю ему спасение» Божие. Ибо с новым заветом, наставляющим в том, что совершенно, должно быть соединено и совершенное учение Боговедения.

Евфимий Зигабен

Жертва хвалы прославит Мя, и тамо путь, имже явлю ему спасение Мое

Жертва хвалы прославит Мя

Снова Господь заповедует то, что касается новой евангельской жертвы, т. е. что эта именно жертва прославит Господа и одна она будет достойна Его, а не жертвы животные.

И тамо путь, имже явлю ему спасение Мое

И в этой, говорит, новой жертве заключается путь спасения, путь, посредством которого Я явлю спасение всякому приносящему жертву, ибо оно от Меня исходит. В некоторых списках книги Псалмов, вместо слов имже явлю, поставлены слова: иже явлю, т. е. путь, посредством которого Я покажу спасение. Наконец некоторые издатели книги Псалмов после глагола явлю ставят точку, а за тем уже в их списках следуют дальнейшие слова правильного текста: Ему спасение мое. Под путем ко спасению должно разуметь здесь или новозаветное таинство крещения, или же таинство покаяния.

Толковая Псалтирь.

Еп. Ириней (Орда)

Жертва хвалы прославит Мя, и тамо путь, имже явлю ему спасение Мое

И тамо – в жертве хвалы, в преданности Богу и Его заповедям. Путь, по которому Бог посылает спасение.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Жертва хвалы прославит мя, и тамо путь, имже явлю ему спасение мое

Истинный чтитель Бога тот, кто приносит Ему жертвы с искренним чувством благоговения пред Ним и заботится, чтобы и его внешнее поведение и поступки согласовались с этим настроением.

«Никогда никакая греческая или латинская ода, говорит Фенелон, не могла достигнуть высоты псалмов. Напр., тот из них, который начинается словами: «Бог богов, Господь возглаголал, и призвал землю», превосходит всякое человеческое воображение» (Вигуру).

Толковая Библия.

Прот. Григорий Разумовский

Жертва хвалы прославит Мя, и тамо путь, имже явлю ему спасение Мое

Устами псалмопевца-пророка Господь снова (см. выше ст. 14) напоминает здесь всем, собранным на Суд Его, о той жертве, которая Ему приятна, и говорит, что эта жертва состоит в славословии и хвале Богу, и что в принесении и совершении этой жертвы и заключается единственный для человека путь ко спасению. Господь как бы так говорит: если кто хочет благоугождать Мне, то пусть приносит он Мне жертву хвалы: этою жертвою он прославит Меня, и тут же, в этой жертве, ему показан будет путь ко спасению. Не есть ли это та установленная в Новозаветной Церкви христианской жертва хваления – милость мира, которая, умилостивляя правосудного Бога, очищает грехи приносящих ее и спасает их по заслугам Единородного Сына Божия, Господа Иисуса Христа? Без сомнения, это она.

Объяснение священной книги псалмов.