Толкования Пс. 50:13

Свт. Афанасий Великий

Не отвержи мене от лица твоего и Духа твоего святаго не отими от мене

И Духа Святаго не отъими от мене. Снова молится, чтобы Дух пророческий сошел на него. Ибо Он оставил его по причине греха.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Не отвержи мене от лица твоего и Духа твоего святаго не отими от мене

[Этими словами мы с очевидностью научаемся, что он не был ли­шен благодати Святого Духа, потому что он не просит, как по­терявший, о возвращении ее, но умоляет о том, чтобы не лишиться ее, не оказаться вне божественного попечения. Лицом здесь назвал попечение.

Беседа на остальное из 50-го псалма, и о покаянии.

Блж. Феодорит Кирский

Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене

Из слов сих ясно дознаем, что Давид не был лишен благодати всесвятаго Духа; ибо не просит о том, чтобы восприять Духа, как лишенному, но умоляет не лишать его Духа и не удалять от него Божественного о нем попечения. Ибо лицом назвал здесь промыслительность.

Евфимий Зигабен

Не отвержи мене от лица твоего и Духа твоего святаго не отими от мене

Не отвержи мене от лица Твоего

меня, как недостойнго Твоего смотрения и попечения.

И Духа Твоего Святаго не отъими от мене

Не отними от меня, разумеете здесь Пророк, благодатного дара пророчества, за содеянные мною беззакония.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Не отвержи мене от лица твоего и Духа твоего святаго не отими от Мене

Сими словами просит постояннаго в святости пребывания: ибо памятуя слабость свою, боялся, дабы будучи возставлен помощию благодати, паки падения не претерпел. В Священном Писании отверженным от лица Божия нарицается тот, кто оставлен и лишен Божией милости (1Цар. 16:1). Сего ради глаголет: не отвержи мене от лица Твоего (2Цар. 7:15), то есть, не попусти мне паки впасть в грех; дабы не быть мне вечно отринуту от милости Твоея (4Цар. 24:20); ибо какая была бы мне польза от того, что был я измовен, и паче снега убелен, ежели бы Ты наконец отринул меня от лица Твоего, вместе с отверженными? Убо да не буду отвержен от лица Твоего, – Духа Твоего Святаго не отими от Мене: то есть, дар постоянства ниспошли мне, творя благодатию Твоею, чтоб Дух Твой Святый, присно во мне пребывая, сохранил дух правый во утробе моей.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Ст. 13-14 Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего святаго не отими от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя

Да исполнит Бог эту молитву, да не отвергнет просителя от Своего лица, да не удалит совершенно от псалмопевца святого и освящающего Своего Духа; но, как и прежде, да явится с своею помощью, да обрадует его поданием спасения (радость спасения – прощение и сообщение высших жизненных сил) и укрепит его (Дух владычний). Не отыми, или: не удерживай его от меня, дай мне его; или: не удали его совсем от меня; ибо и после греха оставались еще в Давиде добрые остатки, зародыш лучшего. Воздаждь ми радость спасения – спасительную; живя в благодати Божией (спасение), Давид получал сладкую радость в Господе; грех похитил у него эту, от благодати Божией происходящую, радость; отсюда молитва о восстановлении ее. Дух владычный – дух, который может в человеке иметь начальствование, гегемонию, господствовать над низшими побуждениями.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Не отвержи мене от лица твоего и Духа твоего святаго не отими от мене

См. Толкование на Пс. 50:9

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 13–14 Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отъими от Мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя

Словами не отвержи мене от лица Твоего Давид, без сомнения, напоминает себе о несчастной участи царя Саула, отвергнутого Богом, и вполне сознавая, что и сам сделался достойным той же участи, что грехами своими заслужил то, чтобы Бог по правде Своей отверг его от Себя, как отверг Саула, с сердечным сокрушением молится: Господи Боже мой! Не отвержи, не отрини меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отнимай у меня, как отнял Его у других, прогневавших Тебя беззакониями. Не отрини меня и не отнимай Духа Святаго, без Которого человек мертв. Ах! Я имел сего Духа и тогда, когда при стаде моем терзал львов и волков, когда поразил Голиафа и побеждал многих врагов, – во всех великих делах один Дух Твой всесильный помогал мне, а без Него я что? Трость, колеблемая ветром, прах и пепел. Если Ты, Господи, возвратишь мне этого Духа, Который оставил меня с минуты моего беззакония, то вместе с этим возвратишь мне и радость моего спасения, всепрощения моего, а потому утверди во мне сего Духа, подкрепи этим Духом мой дух, дабы он, как и прежде, руководил бы умом моим, оживлял бы мое сердце, говорил бы мне чрез мою совесть, управлял бы моею волею, словом – царствовал бы в моей душе, владычествовал бы над всем существом моим. Пусть Дух Твой Святой устроит и утвердит Себе престол в моем сердце и пусть неограниченно царствует во мне. В пламенной покаянной молитве своей Давид все выше и выше восходил по тем степеням, на которых подаются верующим дары благодати Божией, взошел на самую высшую степень и коснулся самого престола благодати, где полная любовь Божия сообщается одним избранным. Испросивши прощения грехов своих и самого высшего блага – всегдашнего общения с Духом Святым, он как бы задается вопросом о том, чем же он сам должен воздать Господу за все то, чего испрашивал у Него в молитве, и за все те милости, каких сподобился от Всевышнего Бога (Пс. 11 и 53). В следующих стихах псалма содержится ответ его на тот вопрос, – Давид выражает в них благодарность свою к Богу в виде жертвы, Ему угодной, и далее говорит о жертвах, какие Ему приятны и какие неугодны.

Объяснение священной книги псалмов.