Толкования на Пс. 54:3

Свт. Афанасий Великий

Ст. 3-4 вонми ми и услыши мя: возскорбех печалию моею, и смятохся от гласа вражия и от стужения грешнича: яко уклониша на мя беззаконие и во гневе враждоваху ми

Возскорбех печалию моею и смятохся. Ибо исполнился недоумения, видя беззаконные поступки со Спасителем, что и объясняет впоследствии говоря: от гласа вражия и от стужения грешнича. Смысл же всей речи таков: обрати внимание на то, что возскорбех, что смятохся, что исполнен я печали, и уразумев cиe, услыши мя.

Яко уклониша на мя беззакония. Ибо все совершенное против Спасителя относит к собственному своему лицу. Так поступили со мною по злопамятности, порожденной неразумным гневом. Вражда есть продолжительный гнев. По сей-то причине стал я боязлив и смущен, как будто мне угрожает уже смерть, пришли на меня такое беспокойство и такой страх, что, кажется, не вижу ни луча света, но пребываю во тьме. И рассуждал я, что лучше всего спасаться мне бегством, и молился, чтобы у меня были крылья, и чтобы, переселиться мне и в другом месте искать себе покоя.

См. также Толкование на Пс. 54:2

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

вонми ми и услыши мя: возскорбех печалию моею, и смятохся

См. Толкование на Пс. 54:1

Блж. Феодорит Кирский

вонми ми и услыши мя: возскорбех печалию моею, и смятохся

См. Толкование на Пс. 54:2

Евфимий Зигабен

Вонми ми и услыши мя. Возскорбех печалию моею (в размышлении моем)

См. Толкование на Пс. 54:2

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

вонми ми и услыши мя: возскорбех печалию моею, и смятохся

См. Толкование на Пс. 54:2

Еп. Ириней (Орда)

от гласа вражия и от стужения грешнича: яко уклониша на мя беззаконие и во гневе враждоваху ми

Свою настойчивую молитву об услышании псалмопевец мотивирует живым изображением своего смятения и скорби, произведенных злобою врагов. От гласа вражия – может быть от ругательств и поношения. Уклониша в евр. «взводят». Беззакония – преступные действия; такие они совершают надо мною.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

от гласа вражия и от стужения грешнича: яко уклониша на мя беззаконие и во гневе враждоваху ми

Господи! Услышь мою молитву и помоги мне, притесняемому от нечестивого

Стих знакомит с причиной «печали и смятения» Давида, т. е. удрученного состояния его духа. Это - неприязненное отношение к нему его противников и те нестроения в общественной жизни, которые уже ярко обнаружились во время господственного положения его врагов в Иерусалиме.

Враги Давида не только говорили против него («голос врага»), но переходили и к неприязненным против него действиям («в гневе враждуют» - обнаруживают неприязнь действиями). Так, напр., они «возводят на Давида беззаконие», т. е. обвинения в нарушении им закона. О таких нарушениях говорили те клеветы, которые распространял в народе Авессалом об отце, как дурном, несправедливом и нерадивом его правителе.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 3–4 Вонми ми и услыши мя: возскорбех печалию моею, и смятохся от гласа вражия и от стужения грешнича: яко уклониша на мя беззаконие и во гневе враждоваху ми

Продолжая усердную молитву свою об услышании, Давид говорит: возскорбех печалию моею, – по переводу с греческого эти слова читаются так «я опечален при собеседовании моем», т.е. я упал духом, беседуя и размышляя сам с собою. И было о чем скорбеть и печалиться Давиду. Тайные враги его своими хитрыми наговорами народу о мнимых несправедливостях Давида причиняли последнему глубокую скорбь, а их тайные козни (2 Цар. 17:1–2) приводили его в смущение. Удрученный такой скорбью, я размышлял, говорит Давид, каким бы способом избавиться мне от наветов врагов моих, и чем более размышлял, тем большей предавался скорби, потому что не находил никакого средства к освобождению себя. До слуха Давида доходит голос вражды и клеветы (гласа вражия) о мнимой его несправедливости, распространяемой (т.е. клеветы) Авессаломом с целью привлечения народа на свою сторону (2 Цар. 15:3) и наводящей на душу Давида тяжелую тугу и скорбь (от стужения грешнича). Грешниками называет врагов своих не столько для обвинения их, сколько для собственного успокоения, когда сознает, что не за грехи, а безвинно и напрасно переносит тяжелое гонение. Следующими словами: яко уклониша на мя беззаконие – еще более выясняет причину глубокой скорби своей: так скорблю я, говорит, и в таком смущении нахожусь оттого, что (яко) враги мои возводят на меня беззакония, т.е. клевещут на справедливость мою, и поступают так не потому, чтобы я подавал какой-нибудь повод к тому, а просто потому, что хотят враждовать против меня, по злобе (во гневе) строят против меня ковы, во гневе враждоваху ми. В последних словах св. отцы усматривают пророчество о гонениях на Христа Спасителя со стороны книжников и фарисеев, которые клеветали на Него, возводили разные обвинения и по злобе на Него строили козни, от которых скорбела и приходила в смятение безгрешная и чистейшая душа Богочеловека.

Объяснение священной книги псалмов.