Толкования на Пс. 54:21

Свт. Афанасий Великий

Простре руку свою на воздаяние: оскверниша завет его

Простре руку Свою на воздаяние. Бог простирал руку Свою, подательницу благ, чтобы и они стали причастниками благословения, а они не только не приняли, но даже оскверниша завет, то есть, евангельский.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Простре руку свою на воздаяние: оскверниша завет его

«Простре руку свою на воздаяние». Три толковника перевели сие так: простер руку свою на тех, которые были с ним в мире. Ибо Саул гнал не врага, но благодетеля, человека, ему знакомаго и близкаго. Также Иуда предал не врага, но Спасителя и Подателя благ. Посему сказанное: «простре руку свою на воздаяние», значит: простерши руку, чтобы сделать воздаяние, не принес ничего добраго, но все было исполнено лукавства. Тоже значит и присовокупленное:

«Оскверниша завет его». Когда закон Божий повелевает любить ближняго, как себя самаго (Мф.22:39), они благодетеля преследовали, как врага.

Евфимий Зигабен

Простре руку свою на воздаяние: оскверниша завет его

Простре руку свою на воздаяние

Бог, говорит, простер силу свою казнящую к воздаянию христоубийцам иудеям соответственной им, по словам Дидима, казни.

Три толковника изъяснили это так: Простер руку свою на бывших с ним в мире, то есть, Саул гнал не врага, но благодетеля, домашнего и знакомого. Так и Иуда не врага предал, но Спасителя и Подателя благ. Итак, простер руку свою к воздаянию, значит то, что простерши руку, чтоб сделать воздаяние, не принес ничего доброго, но только то, что было исполнено одним злом. А Афанасий с Евсевием говорят: Хотя он говорит, простер руку, подававшую блага, чтоб они получили благословение; но они (иудеи) не только не приняли, но и осквернили завет, то есть, евангельский. Исихий: Должно удивляться точности пророчества. Ибо это понятно в отношении к Иуде из самых событий, когда, хотевши, возвратить архиереям сребро за продажу, он по необходимости простер руку.

Оскверниша завет его

Друзья Саула осквернили закон Божий, иначе презрели Его, не смотря на слова Его: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Лев. 19,18), и не возненавидь брата твоего в мысли своей (Лев. 19,17) и другие подобные; а христоубийцы иудеи осквернили святое Евангелие, ибо не приняв его, они сочли его бесчестным. Ибо скверно то, что простонародно и несвященно.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 21-22 Простре руку свою на воздаяние: оскверниша завет его. Разделишася от гнева лица его, и приближишася сердца их: умякнуша словеса их паче елеа, и та суть стрелы

Сия темныя в переводе нашем слова, в Еврейском тексте яснее читаются так: Простре руку Свою на мирныя Его, оскверни завет Его: умащени уста его паче масла, но брань в сердце его: умякнуша словеса его паче елеа, и та суть стрелы. Сими словами укоряет главнаго виновника всех зол Саула, и говорит, что он посреде мира брань произвел, и тако нарушил взаимное согласие и тишину. Таким образом обвиняет его в вероломстве, поелику, не быв ничем обижен и не объявя законным образом брани, оружие и силу нечаянно употребил. Ибо несравненно беззаконнейшим почитается тот, кто на союзников своих без причины нападает, нежели тот, кто обиды свои открытым и благородным образом отмщает. Сей поступок пространнее описывает в следующих потом словах, где говорит, что во устах Саула было масло и елей, а в сердце брань, и что слова его были подобны ядовитым стрелам. Ибо хотя по наружности искапали сладость, но сокровенным ядом не иначе как мечем или стрелами пронзали сердце. И мы ведаем, что Саул, часто льстивыми словами много обещал Давиду, и всячески ласкал, дабы уловить его в свои сети, и нет сомнения, что ту же хитрость употребляли и его царедворцы. Сие искушение есть общее всем Божиим сынам. Хитрые люди коварством и лестию тщатся уловить их и погубить; но Дух Святый запинает мудрых в коварстве их (1Кор. 3:19). По переводу седмидесяти толковников, сущность места сего та, что Бог праведно простер руку Свою на воздаяние казней врагам Давидовым, ибо они не токмо не хотели от пороков обратиться к добродетели, но и паче злыми делами своими осквернили завет Его, преступя законы. Сего ради разделишася, сиречь, расточишася от гнева лица Его: зане сердца их приближишася к злодеянию паче, нежели к благотворению.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Лопухин А.П.

Простре руку свою на воздаяние: оскверниша завет его

Враги Давида изображаются по этому стиху насильниками над мирным населением Иерусалима. С еврейского же точнее нужно этот стих относить к Ахитофелу. Точный перевод был бы такой: «он налагает руку на тех, которые были с ним в мире», т. е. на Давида и преданных ему лиц.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 21–22 Простре руку Свою на воздаяние: оскверниша завет Его. Разделишася от гнева лица Его, и приближишася сердца их: умякнуша словеса их паче елеа, и та суть стрелы

Многомилостивый и долготерпеливый Господь Бог, говорит Давид, наконец простирает руку Свою, чтобы воздать («во еже воздати», как значится в «Учебной Псалтири» на поле, против слов на воздаяние) по заслугам тем, которые не убояшася Бога и не изменились к лучшему (ст. 20), – тем, которые не только не обратились от порочной и беззаконной жизни к благочестию и добродетели, но наипаче злыми делами своими (возмущением против помазанника Божия) осквернили завет Божий, преступая заповеди Его. А они, как только увидели гнев Божий над собой, обрушившийся в поражении Авессалома и его войска, тотчас же рассеялись, разбежались (разделишася от гнева лица Его), и многие из них пристали ко мне, говорит Давид. И приближишася сердца их; они как бы сознали всю виновность свою пред Богом и почувствовали свое нечестие сердца их, как бы в чувстве раскаяния приближались к Богу, но, кроме немногих, они делали это лицемерно, они только устами и мягкими льстивыми словами почитали Бога, а в самом деле слова их уподоблялись стрелам: и та суть стрелы. По изъяснению св. отцов (Афанасия Александрийского, Исихия и др.), в словах 22-го стиха заключается пророчество об иудеях, распявших Господа Иисуса Христа [3, с. 186:7, с. 430]. Словеса их были мягки, как елей, т.е. свободно лились в душу, когда говорили: «Вемы, яко истинен еси, и пути Божию воистину учиши» (Мф. 22:16), и когда кричали: «Благословен грядый во имя Господне» (Мф. 21:9); но они превратились в стрелы, когда говорили: «яко веельзевула имать и о князе бесовстем изгонит бесы», когда вопияли: «Распни, распни Его(Мк. 3:22; Лк. 23:21).

Объяснение священной книги псалмов.