Толкования на Пс. 55:4

Свт. Григорий Нисский

В день не убоюся: аз же уповаю на Тя

См. Толкование на Пс. 55:3

Блж. Феодорит Кирский

В день не убоюся: аз же уповаю на Тя

Не убоялся я, говорит Пророк, благоуспешности временной, имея Твою помощь. Симмах же перевел сие так: в какой бы день ни убояться мне, на Тебя уповаю, то есть, страху противопоставляю твердую на Тебя надежду.

Евфимий Зигабен

В день не убоюся, аз же уповаю на Тя

Высотою Давид называет здесь, по изъяснению Феодорита, силу и власть, или и удачу; ибо кто с высокого места бьет находящихся внизу, тот попадет в них удачно, и невпопад удар его не бывает. А днями называет благоденствие и счастье врагов; ибо Давид, утешая себя пророчеством об имевшей постигнуть их погибели, говорит, что не убоюсь таковых временных благополучий человеческих.

Нисский говорит: Попирали меня враги мои, весь день метая с высоты, потому что стали выше попираемого. И это было не днем и не при свете. Ибо если бы я имел помощь от света, я не боялся бы; потому то говорит: днем я не убоюсь, где умалчивая о ночи, показывает, что страх со стороны врагов наводится на него посредством тьмы. Но таковой чрез упование на свет, которым истребляется тьма, производит для себя день, почему и говорит: днем не убоюсь, но я буду уповать на Тебя. Феодорит: Итак, хорошо выразился: но я буду уповать на Тебя,—вместо того, чтоб сказать: ибо нет другого, могущего избавить искушаемых от нападений, кроме твоего, Владыко, попечения. И Исихий: Итак, не станем низвергаться на землю, то есть, в земное; и никто не в состоянии будет попрать нас. Притом не позволим врагам своим «тать выше нас, но, взойдя на лестницу добродетелей, постараемся поставить злоумышленников ниже себя. Ибо если, говорит, мы будем ходить при свете и днем, как говорит ап. Павел, станем поступать благоприлично; то мы, без сомнения, не убоимся никакого наветника, употребляя против них орудие—веру в Бога и надежду на Него.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

В день не убоюся, аз же уповаю на Тя

Быв в великом страхе, яко человек исповедует немощь свою, с таким однако изьятием, что не пал под бременем страха. Ибо хотя и предстояла очевидная опасность, однако он не потерял надежды своея на Бога. Итак, не хвалится мужественною высокостию духа, ниже глаголет, что он презирал все опасные случаи, но признается в страхе своем; однако и то показывает, что всегда утверждался в надежде милости Божией. Сей есть истинный и прямый опыт надежды нашей на Бога, когда не теряем бодрости духа, хотя по немощи плоти и колеблют нас предстоящия опасности. Страх и надежда хотя, по-видимому, суть противныя и такия страсти, которыя в одном сердце вмещаться не могут, но пример Давида и самый опыт показывают, что надежда наипаче царствует там, где часть сердца объемлет страх. Она не в спокойном состоянии духа испытуется, но силу свою тогда проявляет, когда упадший дух возставляет, и мысли возмущенныя страхом успокоивает и подкрепляет. Отсюду видна прямая твердость надежды Давидовой на Бога, что он, будучи в страхе, не преставал уповать на Господа; и хотя великостию опасности превозмогаем был, однако собрал силы, и не усумнился в том, что Бог избавит его.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 4–5 В день не убоюся, аз же уповаю на Тя. О Бозе похвалю словеса моя: на Бога уповах, не убоюся: что сотворит мне плоть

Псалмопевец, представляя себе многие разнообразные опасности, которым подвергался он, ежедневно преследуемый врагами, и сознавая внутренне в душе своей, что он не чужд был страха, наводимого теми опасностями, он в то же время не терял твердого упования на помощь Божию, и это упование поддерживало в нем бодрость, укрепляло дух его. Таким образом, опасности и грозящие со стороны врагов беды, с одной стороны, производили в душе его уныние, мрак, как бы тьму ночи, а надежда на Бога, с другой, – рассеивала этот мрак, прогоняла ночную темноту и производила в сердце его светлую радость, доставляла душе его успокоение дня. В таком радостном, успокоительном состоянии духа он не чувствовал уже страха, а потому и говорит здесь: в день не убоюся. И не только не убоюся, как бы так говорит он далее, но даже этими словами моими буду хвалиться пред Богом: о Бозе похвалю словеса моя. Я всегда, говорит, надеялся и буду надеяться на Бога, и потому не убоюся: что сотворит мне плоть? Что могут сделать мне гонители и враги мои, которые в сравнении с Богом, пред Его всемогущей силой, не что иное, как плоть, т.е. люди бренные и немощные. Так как с еврейского первая половина 5-го стиха переводится так: «в Боге восхвалю я слово Его», то некоторые толковники думают, что Давид здесь имеет в виду обетование Божие, по которому он должен был царствовать во Израиле (1 Цар. 13:14), потому и говорит о Боге: при Его благоволении, я похвалюсь Его обетованием, а потому смело говорю, что, при уповании на Господа, не боюсь никакого человека, никакого врага, все враги мои пред Богом одна плоть, слабы и немощны, как плоть» (Толкование еп. Палладия. С. 251).

Объяснение священной книги псалмов.