Толкования на Пс. 58:15

Свт. Афанасий Великий

Возвратятся на вечер, и взалчут яко пес, и обыдут град

Возвратятся на вечерь. Повторяет сказанное прежде, чтобы пророчество о них соделать более твердым. Поелику сказал: в гнев кончины, и не будут, то, чтобы не подумал кто, будто бы пророк сам себе противоречит в словах: расточи я силою Твоею, кстати употребил повторение, сказав: возвратятся, так как в этих стихах есть неясность выражения. Объясняет же это пример псов, которые, собравшись к какой-либо пище, прежде нежели коснутся снеди, пожирают друг друга, а потому нередко расходятся, оставив пищу.

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

Возвратятся на вечер, и взалчут яко пес, и обыдут град

См. Толкование на Пс. 58:13

Блж. Феодорит Кирский

Возвратятся на вечер, и взалчут яко пес, и обыдут град

Поелику Пророк сказал: «во гневе кончины, и не будут», то, чтобы иный не почел противоречием у Пророка же сказанному: «расточи я силою Твоею», весьма кстати повторяет сам себя и говорит, что они, на подобие томимых голодом и ходящих ночью по городу псов, будут жить, не вкушая никакой духовной пищи; потому что дела переменились: иудеи, древние сыны, за свое лукавство стали на чреде псов, а язычники, уподоблявшиеся древле псам, сподобились чести стать сынами.

Евфимий Зигабен

Возвратятся на вечер и взалчут яко пес, и обыдут град

То же самое пророчество, сказанное Давидом выше об иудеях, он повторяет здесь, чтобы повторениями тех же слов утвердить его более.

Нисский говорит: Для того повторил одно и то же слово дважды, чтобы показать, что те, которые не живут в настоящей жизни во граде добродетели, в будущей жизни будут изгнаны из вышнего града Иерусалима. Так он говорит: кто ныне, живя в сладострастии, ходит в окрестностях, а не живет во граде (добродетели) и не сохраняет в отношении к своей жизни человеческого образа, но произвольно делается зверским и псом; тот и тогда, потеряв вышний город, будет мучиться гладом благ. А победитель сопротивных и успевающий, как говорит псалмопение, переходя от силы в силу и прилагающий победу к победе, говорит: воспою силе твоей и проч. Слова Феодорита: Поелику сказал о гневе: в кончине и не будут, то, чтобы кто не подумал, что пророк противореча самому себе, говорит: расточи их силою Твоею, прилично сделав повторение, говорит, что они, томясь на подобие собак гладом, ходят по городу скитаясь, потому что не будут наслаждаться никакою духовною пищею. Ибо в делах последовал переворот: иудеи, сии прежде бывшие сыны, за свое лукавство стали наряду с псами; а язычники, которые прежде уподоблялись псам, удостоились чести сынов.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 15-16 Возвратятся на вечер, и взалчут яко пес, и обыдут град: тии разыдутся ясти: аще ли же не насытятся, и поропщут

Давид, оканчивая молитву свою, обнадеживает себя благополучным успехом в желании своем. Впрочем, хотя приспособляет речь к тем же словам, которыя выше сказал о голодных псах, однако не в одном и том же смысле, но иронически глаголет, что враги его иным образом взалчут, то есть, что предприятие их не так удастся им, как они надеялися. Прежде жаловался, что они, на подобие псов, лают, будучи томимы ненасытимым желанием и алчностию вред причинить ему: а здесь, смеяся беззаконным усилиям их, глаголет, что они, утомяся от трудов целодневных, принуждены будут оставить желания свои. Таким образом, поздравляя себя, противополагает слова сии вышереченной жалобе. Следующия слова: тии разыдутся ясти, аще ли же не насытятся, и поропщут, означают, что псы оные хотя и не насытятся, однако принуждены будут лечь и спать. А сие обстоятельство еще более увеличивает мучительство глада: ибо скитавшись во весь день без всякаго успеха, и утомившися от труда, лечь на постелю с голодным и праздным чревом, не есть ли мучительно?

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Ст. 15-16 Возвратятся на вечер, и взалчут яко пес, и обыдут град: тии разыдутся ясти: аще ли же не насытятся, и поропщут

Затем псалмопевец снова изображает алчность подстерегающих его врагов, они разбежались вокруг дома его, подобно собакам, высматривающим добычу, – но намерение их не исполнится и от этого они придут в гнев; меня же Бог спасет от настоящей опасности, и я буду за это прославлять Его. Многие отцы Церкви относят и этот псалом ко Христу, прообразом Коего был Давид; когда враги Давида подстерегали его в доме его, так иудеи подстерегали Христа в доме смерти, во гробе.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 15–16 Возвратятся на вечер, и взалчут яко пес, и обыдут град. Тии разыдутся ясти, аще ли же не насытятся, и поропщут

В стихе 15 псалмопевец повторяет то же, что сказал выше old:ps:058:15|(ст. 7), но с некоторым особым оттенком мысли, который уясняется изречениями стиха 16 и следующих. Предчувствуя утешение в близкой помощи, которую надеялся получить от Бога, он опять сравнивает врагов своих с голодными псами, которые домогались его погибели, как голодные псы, с лаем бросались везде, обходя весь город (обыдут град), и к ночи возвращались к своему месту (возвратятся на вечер), но и здесь томимые ненасытным желанием причинить ему вред (разыдутся ясти) остаются с неудовлетворенным желанием и ограничиваются одним ропотом, что все усилия их остались безуспешными – аще ли же не насытятся, и поропщут. По мнению св. отцов, здесь опять выражено пророчество о христоубийцах иудеях, которые – по крайней мере, некоторые из них, – изгнанные из Иерусалима, ощутили глад Слова Божия, почувствовали нужду в богослужении и для утоления этого глада приходили в Иерусалим, плененный язычниками. Но повеление завоевателей римлян препятствовало им войти в него, и они в великой скорби принуждены были ходить около города (обыдут град) и искать утешения около стен Иерусалима. Таким образом, они здесь не утолили духовного глада. Аще ли же не насытятся – такое условное выражение пророка предполагает, однако, возможность для иудеев насытиться: оно дает понять, что от них зависело – насытиться или остаться голодными; с развалин Иерусалима видимого они могли усмотреть Иерусалим невидимый, таинственный, т.е. святую Церковь Христову, и если бы уверовали, что Христос, Которого они распяли, есть Бог, они утолили бы свой духовный голод. В противном случае, они останутся в неутешной скорби и предадутся несправедливому ропоту и хуле на Господа (и поропщут).

Объяснение священной книги псалмов.