Толкования на Пс. 62:1

Свт. Афанасий Великий

Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни иудейстей

Содержание: И этот псалом Давид воспевает, спасаясь бегством от лица Саулова, и ради добродетельной жизни призывая на помощь Бога. Но относится он и к душе, которая древле была в пустыне, лишенной всякого блага, а потом обратилась, по благодати Христовой.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни иудейстей

Божественный Давид, спасшись бегством от Саула, пришел к Авимелеху, оттуда же к Анхусу, который царствовал в Гефе. Потом, снова подвергшись опасности и спасшись от оной, приходит в пустыню, в которой и написал этот псалом, изливая в нем любовь свою к Богу и предвещая погибель Саулову.

Евфимий Зигабен

Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни иудейстей

Бежав от Саула, Давид пришел в пустыню, так называемую безвлажную, где и жил. Итак, в сей то пустыни находясь, он сочинил настоящей псалом, в котором открывает чрезвычайную любовь свою к Богу. Он также и пророчествует в нем об истреблению, которому имели подвергнуться гонители его. Сей псалом приличен и нам—христианам. Ибо когда и мы находимся в пустыни сладостных предметов мирa и имеем пламенную любовь к Богу; то без сомнения будут истреблены и наши видимые и невидимые враги, и вовсе не в состоянии будут вредить нам. Некоторые списки содержат: в пустыни идумейской. Почему должно думать, что та пустыня, в которой находился прежде Давид, составляла часть идумейской земли (или земли Исава), а потом сделалась частью Иудеи. О сем смотри в 22 и 23 главе первой Царств, что Давид, убегая Саула, жил в земле Иудейской, а не идумейской.

Слова Афанасия: Этот псалом относится и к душе, бывшей прежде в пустыни (вне) всякого добра, а потом благодатью Христовою возвратившейся к добру.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни Иудейстей

Надписание в еврейском тексте: Песнь Давидова.

Пространнейшее описание бытия сего зри в первой книге Царств в гл. 21 и 23.

Содержание: Сей псалом содержит молитву, растворенную благочестивыми размышлениями, которыми Давид, находяся посреде скорбей, страданий и печалей, утешал себя. К сим присовокуплены обеты, которые возсылал он к Богу посреде страхов и опасностей.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни Иудейстей

По смыслу надписания над этим псалмом, он мог быть написан только во время Авессаломова гонения; Давид уже царь, но коварные враги изгнали его в пустыню. Там он должен был ночевать; на постели своей, прежде напоминания о необходимости внезапного перенесения своего лагеря (2 Цар. 17:21), он размышлял о Боге своем; проникнутый горячею любовью к Нему, он и в пустыне так живо поставляет себя в присутствии Божием, как если бы он находился при скинии и взирал ко святилищу, где пребывает Господь над кивотом. Во время гонения Саулова и Авессаломова (2 Цар. 15:23,28;16:2;17:16) Давид находился в пустыне Иудейской. Правда, пустыня, в которой Давид проводил ночь во время бегства от Авессалома, не называется в Писании пустынею иудейской, но тем не менее это была пустыня иудейская.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни Иудейстей

Этот псалом написан Давидом во время бегства, когда он находился в пустыне (см. 2 Цар XV:28; XVII, 15-26). Под этим бегством нужно разуметь времена Авессалома, так как в 12 ст. Давид прямо называет себя царем, занимавшим уже престол, именем которого клялись, т. е. имевшим подданных, каких он, конечно, не имел при жизни Саула.

Прот. Григорий Разумовский

Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни Иудейстей

Таким надписанием начинается этот псалом. Из этого надписания видно, что псалом этот принадлежит Давиду и составлен им во время пребывания его в пустыне Иудейской, или по случаю этого пребывания. Из библейской истории известны два случая пребывания Давида в пустыне: первый, когда он, помазанный на царство, укрывался бегством от гонения царя Саула, который преследовал и всячески старался изловить и умертвить его (1 Цар. 23:14–28), и второй, когда он также бегством из Иерусалима принужден был спасаться от преследования восставшего против него сына его, Авессалома (2 Цар. 15:23, 28). Хотя некоторые из новейших исследователей и толковников небезосновательно относят происхождение этого псалма к последнему случаю, но мы, согласно с мнением св. отцов Церкви (св. Афанасия Александрийского, блж. Феодорита и др.), находим более основательным и более согласным с самым содержанием псалма признать, что этот псалом написан Давидом в то время, когда он скрывался в пустыне Иудейской от преследований Саула [3, с. 205:6, с. 285].

Из содержания этого псалма видно, что псалмопевец находится в земле пустой и безводной, вдали от того места, в котором находилось тогда святилище скинии Божией с ковчегом Завета, и его душа томится желанием созерцать силу и славу Божию, как он прежде созерцал ее во святилище (ст. 2–3). Далее, он выражает пламенную любовь к Богу, готовность к прославлению Его, твердое упование на Него и радостную уверенность, что десница Божия поддерживает и защищает его от врагов, ищущих его погибели (ст. 4–9). Наконец он предсказывает, что гонители его, искавшие смерти его, сами погибнут, а он, в звании и положении царя, возвеселится о Боге, те же, которые были враждебными ему и распространяли о нем неправду, должны будут умолкнуть (ст. 12). Во всем вообще псалме выражается светлое и радостное настроение души Давида.

Объяснение священной книги псалмов.