Толкования на Пс. 68:25

Блж. Феодорит Кирский

Пролий на ня гнев Твой, и ярость гнева Твоего да постигнет их

То есть на них обрати весь карающий гнев, подвергни их скорому и великому бедствию. Ибо словом: «ярость» Пророк выразил скорость (такова бывает ярость), а словом: гнев – продолжительность (таково свойство гнева): потому что ярость быстра и маловременна, а гнев, хотя медлительнее, однако же продолжительнее. Посему яростию гнева Пророк назвал наказание скорое и продолжительное.

Евфимий Зигабен

Пролей на ня гнев Твой и ярость гнева Твоего да постигнет их

Одно и тоже значат оба сии выражения, только второе сильнее первого.

Слова Феодорита: Яростью выразил скорость, ибо такова ярость, а гневом—продолжительность, ибо таково свойство гнева; и по словам великого Василия и Григория Богослова ярость есть воспламенение страсти быстрое, скорое и кратковременное, а гнев медлительнее и постояннее; он есть печаль постоянная и продолжительное стремление к воздаянию обидчикам, как бы душа сильно стремилась ко мщению. Итак, яростью гнева, прибавляет Феодорит, назвал скорое и постоянное наказание: наведи, говорит, на них всякий гнев наказания и пошли скорое и продолжительное бедствие.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 25-26 Пролий на ня гнев твой, и ярость гнева твоего да постигнет их. Да будет двор их пуст, и в жилищих их да не будет живый

Не должно удивляться, что Давид далее продолжает клятвы свои: понеже неистовые враги церкви, которых исправить он хотел, были ожесточены в злобе. Итак, дабы престали от злобы, сильнее здесь вооружается на них. Впрочем, более к верным имел внимание Давид, которые, будучи угнетаемы злыми, лучшаго утешения не имеют, как когда слышат из уст самого Бога, коль ужасная месть ожидает врагов их, коих Бог отринул от Себя. Они ежели бы не так были злы и ожесточенны, что Давид непременно пощадил бы их, но отчаянных праведно на погибель осуждает, дабы не могли избежать определенной им казни. В следующем 26 стихе далее поступает, показывая, что Бог гнев Свой, который имеет на врагов, распространит даже на потомков их, так как сие не новое, что грехи отцев часто возвращаются в недра сынов. Ибо как Давид изрекл клятвы свои по внушению Духа Святаго, то и почерпнул их из самаго закона, где Бог вещает тако: Аз есмь Бог ревнитель, отдаяй грехи отец на чада до третияго и четвертаго рода ненавидящих Мене (Исх. 20:5). Сим образом так проклинает память нечестивых, что и по смерти не желает им пощады от Бога.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Пролий на ня гнев Твой, и ярость гнева Твоего да постигнет их

См. Толкование на Пс. 68:23

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 25–26 Пролий на ня гнев Твой, и ярость гнева Твоего да постигнет их. Да будет двор их пуст, и в жилищах их да не будет живый

Продолжая пророчество о бедствиях врагов Христовых, Давид призывает на них ярость (высшую степень) гнева Божия в таких выражениях: излей на них ярость Твою, и пламень гнева Твоего да обымет их, чтобы они не имели ни в чем успеха, ни отрады, – чтобы истреблено было даже потомство их: да будет жилище их пусто, и в селениях их да не будет живущего. Двором, по толкованию Зигабена, вообще называет город Иерусалим, в котором водворялись, т.е. жили, все убийцы Спасителя, а жилищами, в частности, называет дома их [7, с. 539]. И в действительности сбылось то, что здесь предсказано об Иерусалиме и о всей вообще Иудейской области: опустел Иерусалим и вся Иудея после страшного опустошения их Титом и Веспасианом, как предсказал за несколько лет до этого страшного события и Сам Спаситель словами: «Се оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:38): никто из убийц Господа, по опустошении Иерусалима римлянами, не жил в домах своих. Слова сего псалма о запустении Иерусалима приводит в речи своей к иудеям и св. апостол Петр, разумея в них пророчество об Иуде предателе, который был также в числе сообщников-богоубийц иудейских (Деян. 1:20).

Объяснение священной книги псалмов.