Толкования на Пс. 69:1

Свт. Афанасий Великий

В конец, псалом Давиду в воспоминание, во еже спасти мя Господу

Содержание: Пророк воспевает этот псалом от лица человечества, которое умоляет Бога — восстать на помощь ему. Ибо этим посрамлены будут сопротивные ему враждебные демоны и возвеселены радующиеся о спасении его.

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

В конец Давиду, в воспоминание, во еже спасти мя Господу

См. Толкование на Пс. 4:1

См. также Толкование на Пс. 37:1

О надписании псалмов.

Блж. Феодорит Кирский

В конец Давиду, в воспоминание, во еже спасти мя Господу

Сего не нашел я в некоторых списках, даже ни в еврейском, ни у других переводчиков. Впрочем согласно сие с мыслию, содержащеюся в псалме; потому что Пророк просит в нем спасения и избавления от враждующих. Изрек же псалом сей блаженный Давид, будучи преследуем Авессаломом. И справедливо к надписанию прилагается: «в воспоминание», потому что памятование греха уязвляет его сильнее врагов. Почему и взывает:

Евфимий Зигабен

В конец, псалом Давиду в воспоминание, во еже спасти мя Господу

В конец. Давиду. В воспоминание

Этот псалом имеет надпись: в воспоминание, потому что Давид извлек и составил его из слов 39-го псалма, для того, чтоб иметь его всегда под рукою в готовности, и при воспоминании сделанного им греха любодейства с Вирсавиею и убиения Урии пел его, по словам Евсевия, как некую заклинательную песнь и противоядие от демонов, которые вринули Его в сии грехи, и просил Бога, чтобы они не возобладали над ним другой раз. Другие, напротив того, говорят, что Давид пел этот псалом при воспоминании тех зол, которые претерпел от врагов своих, и пел, чтоб не забывать благодатной помощи, полученной им тогда от Бога. Имеет также надпись: в конец, потому что содержащаяся в нем молитва приближалась к концу и исполнению.

Феодорит и другие говорят, что Давид сочинил этот псалом в качестве молитвы, когда терпел гонение от Авессалома. Кирилл согласно с Афанасием говорит, что этот псалом может быть сказываем и от лица Христа о всем человечестве, удостоившемся того, что Бог восстал на помощь оному. Феодорит прилагает к надписи сего псалма следующие слова: на спасение Меня; впрочем говорит, что он сих слов не нашел ни в еврейском писании, ни у других переводчиков, но они согласны с содержанием псалма; ибо в нем просит Пророк о спасении и освобождении от воюющих на Него. Прилично также положено в надписи: в воспоминание, ибо воспоминание греха сильнее врагов уязвляло его. Слова Дидима: Cпaceние для всякого кающегося есть воспоминание того, что забыто им. Ибо вспомнятся, говорит, и обратятся ко Господу все концы земли. Ибо добрый конец воспоминания есть обращение.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

В конец Давиду, в воспоминание, во еже спасти мя Господу

Надписание в еврейском тексте: Начaльному певцу, псалом Давидов, в воспоминaние.

Понеже псалом сей состоит из пяти конечных стихов псалма 39, и читается с малою переменою некоторых слов, сего ради полагается здесь без толкования. Слово в воспоминание, может быть, означает то, что Давид часто повторял сии стихи для памяти или Божиих благодеяний, или горестных своих обстоятельств, или с другим каким-нибудь особливым намерением.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

В конец Давиду, в воспоминание, во еже спасти мя Господу

Псалом этот составляет настоятельную молитву о помощи Божией в борьбе с опасными врагами; он почти буквально входит в псалом тридцать девятый. Псалом 39-й, который написан также Давидом, состоит из благодарения (ст. 2-12) и молитвы. Вторая часть Пс. 39-го была отделена, как можно предполагать из надписания, самим Давидом и составлена таким образом особая песнь для тех из молящихся, которые находились в положении, побуждавшем исключительно к молитве.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

В конец Давиду, в воспоминание, во еже спасти мя Господу

Этот псалом представляет повторение содержания псалма 39 с 14 стиха, почти без всяких изменений. Содержание его - просительного характера, на что указывает и надписание. «В воспоминание», т. е. в напоминание Господу о необходимости скорой помощи. Принадлежит он Давиду и написан, как и указанная часть псалма 39-го по поводу гонений от Авессалома. Содержание см. в Пс 39-м. Псалом употребляется при богослужении в малом повечерии пред наступлением сна, когда человек бывает беспомощен и бессилен пред врагами, защитить от которых он и молит Бога в этом псалме.

Прот. Григорий Разумовский

В конец, Давиду, в воспоминание, во еже спасти мя Господу

Псалом этот есть не что иное, как молитва о помощи Божией в борьбе с опасными врагами, а потому он и внесен святой Церковью в состав церковного богослужения: словами этого псалма на великом повечерии и на полунощнице субботней Церковь молит Бога о даровании христианам помощи против видимых и невидимых врагов, воюющих на них во дни и в нощи. Псалом этот написан Давидом и почти буквально входит в состав Пс. 39 (ст. 14–18), который написан также Давидом и состоит из благодарения (ст. 2–12) и молитвы.

В конец, Давиду, в воспоминание, во еже спасти мя Господу

Стих 1-ый, составляющий надписание этого псалма, читается так: В конец, Давиду, в воспоминание, во еже спасти мя Господу. Последних слов: во еже спасти мя Господу – нет ни в еврейской, ни в греческой Библии, и потому блж. Феодорит о сих словах делает такое замечание: «Сего не нашел я в некоторых списках, даже ни в еврейском, ни у других переводчиков. Впрочем, согласно сие с мыслию, содержащеюся в псалме, потому что пророк просит в нем спасения и избавления от враждующих» [6, с. 326–327]. Слова в воспоминание дают мысль о том, что св. Давид выделил из 39-го псалма его молитвенную часть (ст. 14–18) и составил из нее особую песнь, как для себя, чтобы чаще воспоминать ею о грехе своем и обращаться с молитвою к Богу о помощи, так и для других молящихся, которые находились в положении, побуждавшем исключительно к молитве о помощи.

Объяснение священной книги псалмов.