Толкования на Пс. 70:20

Свт. Афанасий Великий

Елики явил ми еси скорби многи и злы? и обращься оживотворил мя еси и от бездн земли возвел мя еси

Елики явил ми ecи скорби многи? Ибо каких и скольких зол не заставил Ты меня испытать? И обращся оживотворил мя ecu, и от бездн земли возвел мя ecи.

Толкование на псалмы.

Прп. Нил Синайский

Елики явил ми еси скорби многи и злы? и обращься оживотворил мя еси и от бездн земли возвел мя еси

Не только грешные, но и ревностно старающиеся держаться всего доброго, нередко бывают оставляемы, чтобы научились терпенью и твердости и избежали гордости. И как говорит Священное Писание, «во время определенное» падают от беззаконных, и мысленные «домы» их «опустошаемы» бывать беззаконными (Иов. 12:5). И еще сказано: «праведен» беззаконным «бысть в поругание» (Иов. 12:4). «Боже Боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси» (Пс. 21:1)? И еще написано: благодарю Тебя, Господи, что поразил меня и отвратил лицо Твое от меня, и после того помилуешь меня. И еще: «елики явил ми еси скорби многи и злы, и обращся оживотворил мя еси, и от бездн земли возвел мя еси. Умножил еси на мне величествие Твое, и обращся утешил мя еси» (Пс. 70:20).

Письма на разные темы. Монаху Марину.

Блж. Феодорит Кирский

Елики явил ми еси скорби многи и злы? и обращься оживотворил мя еси и от бездн земли возвел мя еси

«Елики явил ми еси скорби многи и злы? И обращся оживотворил мя еси», то есть, предал меня всякаго рода бедствиям за учиненныя мною беззакония, и снова возвратил меня к жизни.

«И от бездн земли возвел мя еси». Представляю себя как бы вновь оживленным, сверх чаяния человеческаго избавившись от стольких бедствий. Сие изрек Бог и чрез Иезекииля: «отверзу гробы ваша, и изведу вас из Вавилона» (Иез.37:12); то есть, положу конец человеческому отчаянию, и сверх упования врагов, дарую вам возвращение.

Евфимий Зигабен

Елики явил ми еси скорби многи и злы? и обращься оживотворил мя еси и от бездн земли возвел мя еси

Елики явил ми ecи скорби—многи и злы

И которые Ты явил мне скорби,—должно читать, подобно предыдущим восклицательно, или с удивлением, иначе— коликия скорби! Потом другие надобно читать последовательно так: действительно многие и тяжкие Ты явил мне. Ибо я, говорит, не только был облагодетельствован, но и подвержен бедствиям,— облагодетельствован Твоею благостью, а подвержен бедствиям и огорчен моею собственною греховностью.

И обращся (чрез обращение) оживотворил мя ecи

Ты, говорит, Господи, обратясь ко мне, от которого прежде отвращался, или обратив меня к Себе чрез покаяние, Ты, Господи, оживотворил меня, освободив меня от явной смерти. Смертью же священное пиcaние, по обыкновению, называет великие скорби, а жизнью—свободу от скорбей.

И от бездне земли возвел мя ecи

Писание обыкновенно бездною земли, адом, рвом, гробом и подобными выражениями называет глубины искушений. Так и чрез Иезекииля сказал Бог плененным иудеям: се Я отверзаю гробы ваши и изведу вас из гробов ваших и введу вас в землю Израиля (Иезек. 32,12).

Григорий Нисский говорит: Словами: от бездн земли Ты возвел меня, выражает бывшее возвращение из плена и это яснее из учения великого Павла мы можем уразуметь, как увлеченный тяжестью грехa из бездн возводится в бездну; о чем говорит так: не говори: кто сойдет в бездну? то есть, Христа из мертвых возвести? Ибо чрез что вошла в мир смерть, чрез то и изгнана; чрез человека вошла, чрез человека и изгнана. Первый человек отворил вход смерти; чрез второго вводится жизнь, которой вход производит уничтожение смерти. А Феодорит замечает, что может кто-либо сказать, что это сказано и от лица человеческой природы. Ибо из бездн земли извел ее снизшедший в дальнейшие страны земли, то есть, Бог от Бога, возжелавший для нее сделаться человеком. И Феодор говорит: переменившись, Ты избавил от смертей и бедствий, по обороту метафоры, взятой от тех, которые совершают путь, потом, раскаявшись, возвращаются (в издан. Своде).

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 20-21 Елики явил ми еси скорби многи и злы? и обращься оживотворил мя еси и от бездн земли возвел мя еси. Умножил еси на мне величествие твое, и обращься утешил мя еси, и от бездн земли паки возвел мя еси

Пророк как избавление свое от бед приписывает единому Богу, так признается и в том, что бедственныя приключения, претерпенныя им, были посланы на него по изволению Бога. Но здесь заметить должно, куда клонится намерение Пророка. Он исчисляет бедствия и страдания свои с тем, дабы чрез сравнение прославить Божию милость. Ежели бы наслаждался он всегда равномерным течением счастия, то имел бы одну токмо причину радоваться, а того не возчувствовал бы, коль приятно быть исхищену чудною силою Бога от погибели. И потому надлежало прежде восчувствовать смерть, дабы видеть Бога избавителем и воскресителем. Ибо как все мы раждаемся с слабыми способностями понятия, то первыя начала нашея жизни не зело ясно показывают нам виновника ея: но когда Бог в отчаянных случаях помогает нам, и мы понимаем цену помощи Его, то самый возраст бывает для нас ясным зерцалом милости Его. Сим образом Давид увеличивает Божие благодеяние, показывая, что будучи погружен в глубочайшую бездну зол, возникнул, быв изведен рукою Его на свет. За сим проповедует, что милостию Его не токмо от погибели был спасен, но и на вящшее достоинство возвышен. Сия счастливая перемена как бы некоторым прибавлением к возстановлению послужила, подобно как бы был он возведен из ада на небо. А что неоднократно повторяет слово: обращься, сие относится к прославлению промысла Божия; аки бы сказал, что все несчастия приключились ему не по слепому некоему случаю, но по Божию изволению. Ибо как скоро возсиял свет благоволения Его, то и мрак печали исчез, и обстоятельства переменились на лучшее.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Елики явил ми еси скорби многи и злы? и обращься оживотворил мя еси и от бездн земли возвел мя еси

Бог допустил испытать псалмопевцу великие бедствия, но несомненно он и поможет ему Своею силою, и за это псалмопевец будет прославлять Его. Обращся – во времена страданий Бог по-видимому отвращает лице Свое; когда же Он снова обращает Свое лице, то значит показывает милость, оживотворяет, освобождает от опасности смерти, возводит от бездн ада.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Елики явил ми еси скорби многи и злы? и обращься оживотворил мя еси и от бездн земли возвел мя еси

ср. Пс LXVIII:27

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 20–21 Елики явил ми еси скорби многи и злы; и обращься оживотворил мя еси и от бездн земли возвел мя еси. Умножил еси на мне величествие Твое, и обращься утешил мя еси, и от бездн земли паки возвел мя еси

Указав на величие и всемогущество Божие, псалмопевец в настоящих стихах воспоминает о том, как много в своей жизни он перенес различных бед и скорбей, и все эти бедствия и скорби терпел не только по допущению, но и по особому изволению Божию. По тому же Божественному изволению он многократно спасаем был от всех самых ужасных скорьбей и бед, – он, как бы оставленный Богом и подверженный самой крайней степени унижения, был неожиданно возвышаем и обращенною к нему Божией милостью несказанно утешен. Указывая на это, псалмопевец тем самым желает наиболее прославить благость и милость Божию к нему, которая неоднократно избавляла его от конечной гибели, как бы умерщвленного и погребенного изводила его из глубины земли, как бы исхищала из самых челюстей ада. Сколько раз, как бы так говорит он, подвергал Ты меня, Господи, великим и лютым бедам, но опять оставлял меня в живых и из бездн земли извлекал меня? Ты многократно возвышал и возвеличивал меня: когда я от претерпеваемых мною зол и скорбей был близок к смерти, Ты снова обращался ко мне с милостью, чем доставлял мне великое утешение, и как бы снова спасал меня от погибели, как бы из самого ада извлекал меня.

Объяснение священной книги псалмов.