Толкования на Пс. 71:2

Свт. Афанасий Великий

Судити людем Твоим в правде, и нищим Твоим в суде

Судити людем Твоим в правде. Ибо такова причина вочеловечения — судить преобладание над нами сатаны. Потому, исходя на распятие, Христос сказал: ныне суд есть миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон (Ин. 12,31).

Толкование на псалмы.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Судити людем Твоим в правде, и нищим Твоим в суде

См. Толкование на Пс. 71:1

Блж. Феодорит Кирский

Судити людем Твоим в правде, и нищим Твоим в суде

Ибо одержимых нищетою греха освободит Он от рабства лукавому мучителю, произнеся правдиво суд над ним и над одержимыми им.

Евфимий Зигабен

Судити людем Твоим в правде, и нищым Твоим в суде

В этом заключается причина вышесказанного прошения о том, чтобы Бог дал суд свой Христу, то есть, для того, чтобы судить народ, иначе—христиан. Сказал: «людем Твоим», потому что люди Сына суть вместе люди и Отца. Тех же христиан называет и нищими Божиими, потому что они и обнищали ради Христа. Под правдою ты должен разуметь будущий суд, на котором Он воздаст каждому по достоинству, что показал, когда прибавил: в суде. Христос будет судить христиан, и с ними вмести и диавола и иудеев и других врагов веры. Некоторые говорят, что людьми называет народ иудейский, как бывший некогда Божиим, а нищими называет новый народ из язычников, как нищенствовавший богопознанием и добродетелью, как и в другом месте сказал о нем Давид: и Господь был прибежище убогому (Пс. 9,9), или даже как добровольно сделавшийся нищим народ из язычников ради Христа. Христос будет судить всех их, и неверных праведно осудит, а верных и добродетельных оправдает.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 2-3 да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде; да принесут горы мир людям и холмы правды

Некоторые читают слова сии: судити людем – в желательном наклонении, другие – в будущем времени, относя к Пророчеству. Но лучше подразумевать нечто среднее, и толковать так, акибы сказал Пророк: утверди Боже царя, дабы праведно судил. Или сим образом: ежели царь одарен будет Твоею правдою, то праведно судить будет. Ибо управлять людьми правосудно есть дар самый превосходнейший, который не от земли происходит, но дается свыше. Хотя же в первом члене глаголет вообще о всем народе, но особенно упоминает о нищих, которые по бедности своей и по немощам требуют помощи, и для которых цари препоясуются мечем, дабы неправедным притеснителям за них отмщали. Отсюду раждается мир, о котором говорит в ст. 3. А как сие имя у Евреев означает не токмо мир, но и благополучные во всем успехи: сего ради Пророк научает, что народ тогда имеет жить благополучно, когда государственное правление учреждено будет по правилам правосудия. Речение: принесут – есть преносное, взятое от плодоносия земли, аки бы сказал, что не будет ни единаго места во всем государстве, где бы не было изобилия. Ибо горы по большей части бывают безплодны, или по крайней мере не имеют такого изобилия плодов, как удолия или низменныя места.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

судити людем Твоим в правде и нищым Твоим в суде

Псалмопевцу (вследствие высшего озарения) ясно, что пришествию Мессии будут предшествовать тяжелые времена, времена угнетения и неправды; ввиду этого он молится, чтобы Бог послал Мессию, послал Его, как Царя правды, дал ему чувство справедливости и божественную праведность; тогда Он в состоянии будет воздать и воздаст правду угнетенному народу, всем нищим против их угнетателей и через это установит всеобщий мир.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

судити людем твоим в правде и нищым твоим в суде

См. Толкование на Пс. 71:2

Прот. Григорий Разумовский

судити людем твоим в правде и нищым твоим в суде

См. Толкование на Пс. 71:1