Толкования на Пс. 71:3

Свт. Афанасий Великий

Да восприимут горы мир людем, и холми правду

Горами и холмами называет здесь евангельские силы, которые древле, по причине разлившегося всюду нечестия, не обитали на земле, и которым ныне повелено восприять мир со всеми людьми.

Толкование на псалмы.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Да восприимут горы мир людем и холми правду

См. Толкование на Пс. 71:1

Прав. Иоанн Кронштадтский

Да принесут горы мир людям и холмы правду

То есть да водворится везде правда и мир.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Феодорит Кирский

Да восприимут горы мир людем и холми правду

Это – олицетворение, показывающее перемену во всех. Так повествуя об исшествии народа, Пророк сказал: «горы взыграшася, яко овны, и холми яко агнцы овчии» (Пс.113:4). Впрочем видим перемену в самых горах и холмах. Ибо, вместо вселявшагося на них древле нечестия, возлюбившие ангельскую жизнь пожинают на них евангельскую правду, и предстательствуя о людях, стараются исходатайствовать им Божественное примирение.

Евфимий Зигабен

Да восприимут гори мир людем, и холми правду

В обороте олицетворения Давид повелевает здесь горам получить от Христа мир, и холмам получить правду, чтобы горы служили жилищем мирным, отвергнув любящих брань демонов, которых обоготворяли на горах, а холмы чтобы праведно подчинялись христианам, как рабам Создателя своего. В совокупности с горами и холмами, как высшими частями земли, Давид обнял и всю землю, в которой имели обитать подвижники и отшельники и (вообще) воины Христовы, как говорит Феодорит. Или, по мнению Евсевия, под горами можешь разуметь архангелов, как такой чин, который превышает ангелов, а под холмами ангелов, как таких, которые ниже архангелов. Потому что ангелы и архангелы выше земных, как горы и холмы выше земли. Сих-то архангелов и ангелов он понуждает на будущее время жить в мире с народом Христовым и относиться к нему праведно, как к наследию Владыки Христа. Ибо до воплощения Христова ангелы и архангелы были враги и противники народу Божию, или язычникам, за нечестие и неверие их. Или горами называются цари и правители, а холмами низкие власти, так как многие из царей и князей пришли к вере во Христа и стали поступать с народом Христовым мирно и праведно.

По другому толковнику это можно понимать и о Соломоне. Ибо Бог чрез Нафана сказал Давиду: Соломон имя сыну твоему, и Я дам мир во дни его, и в другом месте: и будет при нем мир вокруг со всех сторон (3Цар. 4,24). Посему, говорит, ныне все да наполнится миром и правдою (у Никиты), и Афанасий: Горами и холмами здесь называет ангельские силы, по причине разлившегося на земли нечестия, не посещавшие ее, а ныне получающие повеления восприять мир со всеми людьми (в издан. цепи).

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Да принесут горы мир людям и холмы правду

См. Толкование на Пс. 71:2

Еп. Ириней (Орда)

Да восприимут горы мир людем и холми правду

Горы и холмы – название всей земли; смысл: везде, по всей земле, да явятся мир и правда, как плоды мессианского царства (ср. Ис. 2:4, 9, 5, 6;11:9;65:25; Мих. 4:3; Зах. 9:10).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 3-4 Да восприимут горы мир людем и холми правду. Судит нищым людским, и спасет сыны убогих, и смирит клеветника

«Да принесут горы мир людям и холмы правду» - пусть в жизни людей господствует мирная жизнь и правосудие, пусть всякий чувствует спокойствие, в уверенности, что его правда всегда найдет защиту, а «притеснитель», живущий обманом, неправдой - получит кару. «Горы и холмы» - местности возвышенные, далеко видимые; пусть над всем господствует законность, как горы и холмы видимы отовсюду. По параллели с 6 гл. 1-2 ст. кн. пророка Михея под горами и холмами можно разуметь знатные классы еврейского народа, в силу их преобладающего положения способные давить низших себя. Тогда означенное выражение будет значить - пусть чувства законности и справедливости будут усвоены и высшим классом.

Прот. Григорий Разумовский

Да восприимут горы мир людем и холми правду

Горы и холмы, о которых здесь говорится, представляют всю землю Израильскую, нынешнюю Палестину, которая вся состоит из гор и холмов. Псалмопевец словами сего стиха молится, чтобы Господь даровал сей земле мир и благоденствие. И о чем он молился, то и получил: Господь даровал мирное царствование Соломону, «и был у него мир со всеми окрестными странами. И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею… во все дни Соломона» (3 Цар. 4:24–25). В таинственном смысле горами и холмами пророк называет здесь, по словам св. Афанасия, «ангельские силы, которые древле, по причине разлившегося всюду нечестия, не обитали на земле, и которым ныне повелено восприять мир со всеми людьми [3, с. 242] «Впрочем, – говорит блж. Феодорит, – видим перемену в самых горах и холмах. Ибо вместо вселявшегося на них древле нечестия возлюбившие ангельскую жизнь пожинают на них евангельскую правду и, предстательствуя о людях, стараются исходатайствовать им Божественное примирение» [6, с. 336]. Таким образом, горы и холмы, в пророческом смысле, означают название всей земли, и вся речь сего стиха должна посему иметь такой смысл: везде, по всей земле да явятся мир и правда как плоды благодатного Царства Мессии (ср. Рим. 14:17).

Объяснение священной книги псалмов.