Толкования на Пс. 71:8

Свт. Афанасий Великий

И обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенныя

И обладает от моря до моря. Говорит это, потому что все народы приняли веру в Него, и выражает этим, что возобладает вселенною до самых ее пределов. И поелику пределом земли служат великие и неизмеримые моря, которым иные дают название атлантических, западного и восточного океана, то обладание вселенною справедливо означил окружающими ее отвне морями, что еще более уяснил следующий за сим стих.

Толкование на псалмы.

Прп. Максим Исповедник

И обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенныя

И Он будет господствовать, говорит псалмопевец, от моря до моря. В первом случае море означает делание, на
чиная с которого Он овладевает теми, которые подвластны Его закону. До моря означает до безмерного знания, в 
котором плавают те, которые стали причастны к этому
 знанию посредством созерцания сущего. Или же разумей, что море есть крещение: в речении пророка, со
гласно которому лик противника изгоняется в море первое, а задняя часть его — в море последнее, морем первым, 
как уже говорилось, считай крещение, а морем последним — воскресение, в котором исчезает задняя часть 
врага. Ведь тогда наше естество совершенно освобождается от закона греха, вложенного в нас по причине [пра
родительского] преступления.

Или же иначе: лик диавола, то есть злые дела, изгоняется деланием, ибо это, как было сказано, и есть море пер
вое; задняя же часть, то есть предвкушения зла и фантазии, изгоняются морем вторым, то есть знанием.

Вопросы и затруднения.

Блж. Феодорит Кирский

И обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенныя

«И обладает от моря до моря», то есть, возобладает над всеми пределами вселенной. Поелику же предел земли составляют великия и не преплываемыя моря, которыя у иных называются атлантическими, или западным и восточным океаном; то Пророк справедливо выразился, что держава вселенной отвне окружена морями. И это более явным делает следующий стих.

«И от рек до конец вселенныя». Рекою Пророк называет Иордан, в котором крестившийся Владыка приял свидетельство от Отца, что Он «возлюбленный Сын, о Нем же благоволи» (Мф.3:17). «Оттоле», говорит Евангелист, «начат проповедати и глаголати: покайтеся, приближися бо Царствие небесное» (Мф.4:17). Посему-то и пророчество говорит, что возобладает от реки до конец вселенныя. Потом объясняет сие и другим образом.

Евфимий Зигабен

И обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенныя

И обладает от моря до моря

Морем одним и другим Давид называет восточный и западный океан по причине множества содержащихся в них вод. Они суть края вселенной по своей длине. Равным образом—и северный и южный океан, которые суть края вселенной по своей широте. Ибо, как говорят, океан объемлет кругом всю землю и представляет ее как бы островом.

И от рек до конец вселенныя

Что означает стих предыдущий, то означает и сей. Ибо что выше назвал морями, то здесь называет реками, потому что они суть части океана (реки). А край вселенной с восточной стороны есть восточная река—океан, с западной—западная, с северной —северная и с южной—южная. Это разумеется и иначе. Рекою здесь называется, по Феодориту, Иордан, произносимый, по свойству еврейского языка, вместо единственного во множественном числе. Иордан—потому что от этой реки Христос начал, по наитии на Него всесвятого Духа и свидетельствовании свыше Отца о Нем, обладать над уверовавшими в Него.

Кирилл говорит: Сперва определяет пределы страны иудейской, прилежащей с северной стороны к Палестинскому и Финикийскому морю, а с южной к Чермному, или Красному, и говорит, что чувственный Соломон будет обладать от того моря до другого; а от рек—месопотамских до концов Палестины. Но этого мало для нашего Спасителя—Христа. Почему Феодорит присовокупляет: «Он овладеет всеми концами вселенной. Поелику за пределами земли находятся великие и непроходимые (для кораблей) моря, называемые Атлантическими, или западным и восточным океаном; то справедливо он сказал, что держава вселенной окружается отвне морями.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 8-9 он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли; падут пред ним жители пустынь, и враги его будут лизать прах

Понеже Господь, обещавая народу Своему дать землю в наследие, сии четыре предела Сим назначил, как видно из книги Бытия (Быт. 15:18): сего ради Давид глаголет, что владение обетованныя земли при цветущем состоянии царства пребудет незыблемо, дабы познали верные, что и благословение Божие во все времена пребудет при них неотъемлемо. Обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенныя. Измеряет обитаемую землю, во-первых, от моря Чермнаго, или от пролива моря Египетскаго, даже до моря Сирскаго: потом от рек Евфрата и Иордана до пустыни великия, которую иные Палестиною нарицают. Здесь ежели скажет кто, что сии толь тесные пределы не приличествуют царству Христову, которому надлежало распространиться от востока солнца до запада: на сие ответствуем, что Давид приспособляется здесь к своему времени, в которое распространение царства Христова еще не ясно открыто было. Итак полагает ему начало от онаго описания, которое из закона и Пророков известно было. Да и Сам Христос, прежде нежели проникнул до последних концев земли, царство Свое оттуду же начал, как сказано во Пс. 109:2: жезл силы послет ти Господь от Сиона. За сим далее распространяет пределы царства Израилева, показывая, что и цари, за морями живущие, будут данниками его. Пред Ним припадут Ефиопляне, под именем которых разумеет людей, обитающих в пустынях, сущих к востоку и удаленных от земли Ханаанския. Наконец и о покорении врагов глаголет: и врази Его персть полижут, в знак преданности и почтения. Ибо известно, что у восточных народов сей обряд был в употреблении, к которому и Александр Македонский, по покорении востока, хотел принудить своих подданных; но от того произошли великие споры, и Македоняне с презрением отвергли толь рабское и гнусное повиновение. Но Пророк глаголет здесь, что царь, избранный Богом во Иудеи, совершенно покорит врагов своих, так что они со всяким благоговением будут чтить его.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

И обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенныя

Они [вечный мир и вечная правда] составляют оружие, которым Мессия-Царь покорит себе весь мир. Обладает от моря – от Средиземного моря (западная граница Палестины, из которой исходит мессианская власть), до моря, которое считается границею земли; река – Евфрат.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 8-10 И обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенныя. Пред ним припадут ефиопляне, и врази его персть полижут. Царие Фарсийстии и острови дары принесут, царие Аравстии и Сава дары приведут

«От моря до моря» - от Средиземного моря, западной границы Палестины, до «моря», вероятно, Индийского на востоке, «от реки», так называется обыкновенно Евфрат - северная граница известного тогда древнему еврею мира, «до концов земли» - до крайней, конечной границы мира с юга. Смысл тот - пусть владения этого царя обнимут весь мир. - «Падут пред Ним жители пустынь», - т. е. дикие народы, независимые ни от каких повелителей и самоуправляющиеся племена. - «Лизать прах». У восточных народов (ассириян, египтян и индусов) был обычай в знак особенного почтения целовать на земле следы ног правителя. Пусть враги будут оказывать царю знаки самого глубокого почтения. - «Цари Фарсиса» - Фарсис - город в Испании, «островов» - острова финикийских владений в Средиземном море, на запад от Палестины. «Сава» - с евр. Шева. Одни эту местность находят в счастливой (южной) Аравии (что, по параллелизму противоположения речи вероятней), другие - в Африке, именно в нынешней Абиссинии. Власть этого царя да распространится не только на земли народов, но и на самые народы; пусть все народы и цари подчинятся ему. Здесь берутся географические пункты востока и запада как крайние точки, для изображения стран всего света.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 8–9 И обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенныя. Пред Ним припадут ефиопляне, и врази его персть полижут

Под образом царя Соломона псалмопевец продолжает пророческую речь о вечном Царе, Сыне Божием и Господе Иисусе Христе, Царству Которого будут принадлежать все царства земные от моря до моря. В представлении псалмопевца и его современников вся земля, населенная людьми, заключена была между морями: с одной стороны, западной, – Средиземным морем и Атлантическим океаном, и с другой, восточной, – Индийским морем и Тихим океаном; равным образом, с северной и южной сторон земной материк окружен также морями и океанами. Поэтому псалмопевец и говорит, что воспеваемый им Царь будет владычествовать над всеми землями, которые простираются от берегов одного моря до берегов другого моря, и от рек, на которых обитают люди, до самых последних конечностей вселенной. Это и значит, что Царство Христово, или Святая Церковь Его, распространится по всей земле. Пред Ним припадут, или, что то же, Ему (Христу Богу) выразят покорность, Ему поклонятся ефиопляне, жители Эфиопии – страны африканских пустынь (с еврейского слово «ефиопляне» так и переводится; «жители пустынь»), где ныне Нубия и Абиссиния. Эти полудикие и непокорные народы, которые враждебно (врази его) относятся ко всякой гражданственности и мирной жизни, – даже и они подчинятся, полижут персть (прах земной – образное выражение духовной покорности), когда «возьмут на Себя иго Христово» (Мф. 11:29).

Объяснение священной книги псалмов.