Толкования на Пс. 71:12

Свт. Афанасий Великий

Яко избави нища от сильна, и убога, емуже не бе помощника

Яко избави нища от сильна. От крайних, говорит, и до крайних пределов вселенной поклонятся Ему народы и цари, благодаря за то, что избавил их от преобладания сатаны.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 12-13 Яко избави нища от сильна, и убога, ему же не бе помощника. Пощадит нища и убога: и души убогих спасет

Все поклонятся Ему, освободившись от жестокаго диавольскаго мучительства. Ибо сильным наименовал Пророк диавола, а нищим – естество человеческое, как бывшее тогда без Бога. Сверх того и властвующих смиряет Он Божественными законами, поражает геенскими угрозами и заставляет оказывать некую пощаду нищим. Ибо присовокупил и следующее.

Евфимий Зигабен

Яко избави нища от сильна и убога, емуже не бе помощника

Нищим и бедным Давид называет род христианский из язычников, как мы сказали и в 39-м псалме при изъяснении слов: я нищ и убог – и в 9 пс. ст. 9. Сильным здесь называет диавола, как издревле делавшего насилие людям, хотя с другой стороны Давид устрашает сими словами сильных и притеснителей, чтобы сделались скромными. Ибо и Бог помогает угнетаемым и осуждает притеснителей их.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 12-14 ибо он избавит нищего, вопиющего и угнетенного, у которого нет помощника. Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасет; от коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его

Сими словами паки свидетельствует, что власть царя Иудина будет не мучительская или безчеловечная, но кроткая и человеколюбивая, прикровенно давая знать, что большая часть царей, пренебрегши общее благо, бывают больше прилеплены к собственным пользам, и потому безчеловечно угнетают бедных подданных. Ежели бы цари знали, что смертные ничем так не подходят к Богу, как благотворением и кротостию, то стыдно было бы им не иметь тех добродетелей, которыя приближают их к Богу. Сего ради Давид, дабы соделать царя, избраннаго свыше, любезным Богу и людям, не без причины глаголет, что он не токмо будет хранить правосудие и справедливость, но и толико человеколюбив и милостив, что и самые низкие люди найдут в нем для себя готовое покровительство. А сие весьма редко бывает в таких царях, которые будучи ослеплены блеском своим, скрываются от бедных людей, так как бы иметь попечение о них было низко и недостойно величества их. Но Давид глаголет, что и самая кровь народная, которая обыкновенно бывает подлая, и почти за ничто почитается, будет драгоценна во очах богоподобнаго царя. В глаголах, избавит, пощадит и спасет, примечается великодушие или твердость духа царева. Ибо не довольно было бы для царя ненавидеть токмо коварства, грабежи и мздоимства, но он должен сильно противостоять порокам сим. Под именем коварства и нападения разумеет всякаго рода злодеяние, ибо человек, причиняющий вред, есть или лев, или лисица; поелику иные открытою силою злодействуют, а другие коварством и сокровенными хитростями то же делают.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Яко избави нища от сильна, и убога, емуже не бе помощника

Такое всеобщее и блистательное признание Царю дано будет вследствие того, что Он есть Царь правды, помогающий беспомощному, страждущему под гнетом неправды (лихва неправды), не презирающий его, подобно тирану, но почитающий его (как образ Божий) и вступающийся за него.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 12-15 Яко избави нища от сильна, и убога, емуже не бе помощника. Пощадит нища и убога, и душы убогих спасет: от лихвы и от неправды избавит душы их, и честно имя его пред ними. И жив будет, и дастся ему от злата Аравийска: и помолятся о нем выну, весь день благословят его

Распространение владычества этого царя будет достигнуто, однако, не завоеваниями, не насильственными средствами, а мирными – добровольным подчинением ему всех народов, в силу укоренившегося в них сознания, что только его царствование есть царство мира и справедливости.

«Драгоценна будет кровь их пред очами его» – он будет охранять праведников от насилий и сберегать и дорожить их жизнью («кровь» – носительница жизни), т. е. в его царстве возобладает праведник и будет главенствовать. Поэтому имя этого царя всегда будет почитаемо, он будет жить в народной памяти, ему будут приносить в дар аравийское золото, отличавшееся своею ценностью за изобилием самородков, и изо дня в день будут молиться о нем и его правлении.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 12–14 Яко избави нища от сильна, и убога, емуже не бе помощника. Пощадит нища и убога, и душы убогих спасет: от лихвы и от неправды избавит душы их, и честно имя его пред ними

Нищими убогим, по изъяснению св. отцов, псалмопевец в пророческом смысле называет здесь род христианский из язычников, а сильным он называет здесь диавола, как всегда делавшего насилие людям. Изъясняя изречения сих стихов по связи с предыдущими, св. Афанасий говорит: «От крайних и до крайних пределов вселенной поклонятся Ему народы и цари, благодаря за то, что избавил их от преобладания сатаны» [3, с. 243]. Восхваляемый в псалме царь не только будет наблюдать справедливость и правосудие, но будет настолько человеколюбив и милостив, что и самые низкие люди (убогие и нищие) найдут в нем для себя всегда готового и сильного Заступника и Покровителя, который избавит (по пер. с евр.) души их от коварства и насилия. Лихвою называется «рост, приращение денежных процентов», в переносном смысле – «любостяжательность, сребролюбие», которое, по словам апостола есть «корень всех зол» (1 Тим. 6:10). Под именем неправды здесь нужно разуметь всякий грех, потому что кто грешит, тот делает неправду или в отношении к себе, или в отношении к ближнему. Христос, милостивый Царь наш, освобождает души христиан от сих грехов посредством евангельских Своих заповедей, потому что исполняющие сии заповеди удаляются от всякого греха. И честно имя его пред ними. Какое это имя? Имя Христос, по которому мы называемся христианами. Это имя столь высоко и досточестно, что вместо всякого другого достоинства его одного достаточно для засвидетельствования нашего благородства, в том, впрочем, случае, если с преславным именем христианина мы соединяем и жизнь, достойную сего имени. По словам св. Афанасия, слова сии: и честно имя его пред ними означают, что «у всех Он будет чествуем и славим» [3, с. 243]. А в переводе с еврейского слова эти читаются совершенно иначе, именно: и драгоценна будет кровь их пред очами его. Такая разница в переводах с еврейского и греческого произошла оттого, как объясняют с вероятностию некоторые ученые толковники (свящ. X. Орда, А. Пархомович и др.), что переводившие с греческого LXX толковников на славянский читали имя вместо «кровь». В таком случае (при чтении в пер. с евр.) смысл последнего изречения будет следующий: Мессия, славный Царь всех народов, не только есть Царь правды, помогающий беспомощному, избавляющий страждущего под гнетом неправды, не презирающий его, подобно тирану, – но и почитающий его как образ Божий и заботящийся о нем как о своей драгоценности.

Объяснение священной книги псалмов.