Толкования на Пс. 71:16

Свт. Афанасий Великий

Будет утверждение на земли, то есть Церкви и вселенной; на версах гор — Апостолов и Пророков. Превознесется паче Ливана плод Его. Ливан есть Иерусалим, а плод Его — евангельское слово. Посему говорит, что евангельская проповедь будет выше служения подзаконного. И процветут от града Его яко трава земная. И этим опять означает Церковь, о которой написано: преславная глаголашася о тебе граде Божий (Пс. 86,3).

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

«Будет утверждение на земли на версех гор»; то есть, Он утвердит и подкрепит уверовавшихь в Него, соделает их высокими и превознесенными, как бы стоящими на самых вершинах гор. Сие и Господь сказал ученикам Своим: «не может град укрытися верху горы стоя: ниже вжигают сеетильника и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине» (Мф.5:14–15).

«Превознесется паче Ливана плод их». Поелику Пророк упомянул о высоких горах; то кстати привел на память и Ливан, как высочайшую из гор в Палестине, и говорит, что учение Его, и истолкователи и проповедники онаго будут выше и славнее Ливана. «И процветут от града, яко трава земная». Как уверовавшие в Него принесут таковый плод; так неуверовавшие Иудеи уподобятся траве, которая ныне растет, и вскоре гибнет.

Евфимий Зигабен

Будет утверждение на земли—на версех гор.

Христос, говорит, будет утверждение на земле, или для населяющих землю, утверждая колеблемых диаволом. А—на верхах гор—означает то, что Христос будет утверждение до самых верхов гор, что приложено о подвижниках и аскетах, обитающих на верхах гор, которых также утверждает Христос.

Евсевий говорит, что Христос был утверждение церкви, созидаемой на верхах гор; то есть, Апостолах и пророках и по тому немогущей быть сокрытою. Это говорится также и о Соломоне, что он своею помощью будет вместо утверждения для всех слабых и обижаемых на земле палестинской, и поставит их выше обижающих; так что они ничем не будут различаться от стоящих на верхах гор. Или по Афанасию: Проповедь Евангельская будет выше служения по закону.

Превознесется паче Ливана плод Его.

Давид упоминает здесь о горе Ливанской по причине великой высоты ее. Ибо она, по Феодориту, выше всех гор Палестинских. Сим изображает, что плод Христов, или учение евангельское возрастет высоко. Или и иначе под Ливаном можно разуметь идолопоклонство, потому что в древности гора Ливан была наполнена идолами. А плод Христов, или по Афанасию, проповедь евангельская победила идолопоклонство и покрыла его.

Или по разумению Евсевия: Ливан— Иерусалим, а плод Спасителя — Церковь, которая возвысилась выше Иерусалима и подзаконного служения. Тоже, по Феодору, должно понимать и о Соломоне, то есть, что в семени и роде Соломоновом будет благословение, так что сынам его будут удивляться по причине красоты и множества и силы, не менее как кедрам на Ливан, и по причине великой образованности род его вдруг вознесется и покажется возрастающим на подобие травы.

И процветут от града, яко трава земная.

От града сказал неопределенно (без аориста), чем показал, что из всякого города процвели и произросли христиане, как трава—по причине великого множества их. Под городом вместе с Евсевием можно разуметь церковь, как в следующем месте: преславное возвещено о тебе, град Божий (Псал. 86,3). Некоторые под городом разумеют в частности Иерусалим, из которого процвели и скоро увяли как трава не уверовавшие иудеи, после того как возросла проповедь Евангельская.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

будет обилие хлеба на земле, наверху гор; плоды его будут волноваться, как [лес] на Ливане, и в городах размножатся люди, как трава на земле

Сими двумя подобиями, то есть горстию пшеницы, посеянныя на земле, да еще на самых вершинах гор, где по большей части ничего не родится, означается весьма изобильный урожай хлеба, так что класы его будут шуметь на подобие древ, растущих на горе Ливане. А сими иносказательными словами ясно изображается Божие благословение, аки бы сказал Давид, что при благословенном царствовании Помазанника его будет совершенное и полное изобилие всех благ. К сему присовокупляется еще и чадородие, аки бы сказал Пророк, что не токмо земля изобиловать будет всякаго рода плодами; но и грады наполнятся новорожденными людьми в таком множестве, в каком прорастает трава на земле.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

Будет утверждение на земли на версех гор: превознесется паче Ливана плод Его, и процветут от града яко трава земная

Как народ, так и земля, внешняя природа, будет благословена в царстве Мессии; даже на высотах гор созреет хорошее зерно и будет велико благословение плодородия. Под утверждением нужно разуметь то, что служит к поддержанию тела человека, и по связи речи – обилие пшеницы, из которой делается хлеб, главная подпора (Пс. 103:15) человеческой жизни. Так велико благословение природы во времена Мессии, что даже на вершинах гор, где обыкновенно лес и скалы, будет расти роскошная пшеница; колосья пшеницы (плод его, т.е. утверждения) превзойдет Ливан, так как будут расти на вершинах его. В мессианское время чрезвычайно умножится и Израиль (яко трава земная), и в этом откроется особенное благословение Божие (Ис. 54 и д.).

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Сергий Терновский

Будет утверждение на земли на версех гор: превознесется паче Ливана плод его, и процветут от града яко трава земная

И процветут от града яко трава земная - то есть: потомки его - его подданные-христиане.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.

Лопухин А.П.

Ст. 16-17 Будет утверждение на земли на версех гор: превознесется паче Ливана плод его, и процветут от града яко трава земная. Будет имя его благословено во веки, прежде солнца пребывает имя его: и благословятся в нем вся колена земная, вси языцы ублажат его

Так как царствование царя будет мирным и завладеет всеми странами и народами, то враждебные отношения между последними должны прекратиться. Все усилия человека направятся тогда в сторону развития мирной культуры, которая дойдет до такой степени высоты, что «будет обилие хлеба наверху гор». Человек найдет способ обрабатывать прежде голые и бесплодные вершины, где появится растительность настолько ценная по своим плодам, что превзойдет богатые кедровые леса Ливана, славившиеся по всему миру, как лучший материал для постройки кораблей и доставлявшие евреям значительный доход. - «В городах размножатся люди, как трава». Население в городах при мирных условиях существования увеличится так, что будет многочисленно, как трава. - «И благословятся в нем» - через этого царя, через усвоение основ его царствования благополучие («благословятся») перейдет ко всем жителям и народам земли.

Прот. Григорий Разумовский

Будет утверждение на земли на версех гор: превознесется паче Ливана плод его, и процветут от града яко трава земная

Недосказанное в первом изречении сего стиха: Будет утверждение на земли, выясняется отчасти переводом с еврейского, отчасти же сходным с ним изречением в псалме 104 (Пс. 104:16), которое читается так: всяко утверждение хлебное сотры. Изречение же рассматриваемого псалма 71 с еврейского переведено так: «будет обилие хлеба на земле». Таким образом, ясно, что здесь говорится об изобилии хлеба во дни благословенного Богом Царя, и потому под утверждением нужно разуметь то, что служит к поддержанию тела человека, именно – обилие пшеницы, из которой делается хлеб, главная подпора (утверждение – firmamentum) человеческой жизни (Пс. 103:15). Так велико благословение природы во времена Мессии, что даже на вершинах гор, где обыкновенно лес или голые скалы, будет расти роскошная пшеница, колосья пшеницы (плод его, т.е. утверждения) будут волноваться, как лес на Ливане (так называются горы на севере Палестины), превзойдут самый Ливан (превознесется паче Ливана), т.к. будут расти на вершинах его (на версех гор). Последнее изречение сего стиха: процветут от града – указывает на особенное размножение народа израильского в городах Палестины в мессианское время, как следствие особенного благословения Божия Израилю (см. Ис. 54 и след.), и с греческого (у преосвящ. Порфирия) переведено так: «и процветут граждане, как зелень земная». Блж. Феодорит изречениям этого стиха дает такое толкование: «Господь Иисус Христос утвердит и подкрепит уверовавших в Него, соделает их высокими и превознесенными, как бы стоящими на самых вершинах гор, учение Его, и истолкователи, и проповедники онаго будут выше и славнее Ливана. Как уверовавшие в Него принесут таковый плод, так неуверовашие иудеи уподобятся траве, которая ныне растет и вскоре погибнет» [6, с. 340].

Объяснение священной книги псалмов.