Толкования на Пс. 72:16

Свт. Афанасий Великий

и непщевах разумети: сие труд есть предо мною

Предположив, что знаю столь глубокие суды Божии, встретил я для себя трудность, потому что суды глубоки и неисследимы. По крайней мере, определил я себе надлежащее для познания сего время, и именно — время суда Божия, когда воздашь каждому по делам его (Рим. 2,6).

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 16-17 И непщевах разумети: сие труд есть предо мною, Дондеже вниду во святило Божие: и разумею в последняя их

Но оставив другие помыслы, разсудил я, что в наказание за прегрешения Бог предал меня на труды и бедствия. Впрочем я возвращусь, узрю освященный храм Его, увижу злый их конец. Потом предварительно научается сему Божественною благодатию.

Евфимий Зигабен

и непщевах разумети: сие труд есть предо мною

И непщевах разумети (и я предполагал, что уразумею): сие труд есть предо мною (но это трудно для меня).

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 16-17 и непщевахъ разумети: сие труд есть предо мною, дондеже вниду во святило Божие и разумею в последняя их

Хотя Давид в предыдущем стихе и осудил себя за преступление пред Богом и пред сынами Его, однако здесь чистосердечно признается, что не совершенно вышел из тех затруднений, которыя дух его развлекали, донележе вшел во святилище Божие. Ибо слова его показывают, что хотя он мысль свою обращал повсюду, однако разсудком своим не мог дойти до того, каким образом Бог между толикими замешательствами управляет миром. А говоря так сам о себе, дает знать, далеко ли доходят люди, когда следуют руководству собственных своих чувств. Они ослабевают от труда и ничего известнаго и твердаго не обретают. Ибо нет сомнения, что Давид, упоминая о святилище Божием, противополагает оное мудрованию плоти. Отсюду следует, что как бы люди ни мудрствовали, все однако тщетно, суетно; одно токмо учение, почерпаемое из Божия слова, служит им вместо всякия мудрости. Почему и Пророк, коль ни смиренномудро и коль ни тщательно входил в благочестивое изследование судеб Божиих, однако принужден был признаться, что он всуе трудился: помыслих, глаголет, уразумети, но се труд пред очима моима. Итак, ежели кто естественным умствованием проникать в судьбы Божии восхощет, тот без всякаго успеха труд употребит. Здесь потребен высочайший познания степень, потребен ум, возносящийся превыше земли. Следовательно, под именем святилища Божия само по себе разумеется здесь вышенебесное учение Божие. Ибо как закон, из котораго надлежало почерпать истинное просвещение, положен был во святилище: сего ради Пророк благоразумно употребил оныя слова: дондеже вниду во святило Божие, вместо сих: дондеже вниду во училище Божие. Аки бы сказал: донележе Бог не будет мне Учителем, и донележе я из слова Его не научуся тому, чего мысль моя не понимает в разсуждении правления мира, – дотоле в недоумении пребуду. Отсюду видим, что люди дотоле не будут способны к разсматриванию порядка промысла Божия, доколе с покорностию не приимут того, чему Бог как словом Своим, так и Духом научает. Ибо хотя Пророк слово: святилища – приспособляет к тому внешнему образу учения, по которому Израильский народ наставляем был, однако и таинственное Духа Святаго просвещение купно с словом Его разумеет здесь. Под именем последних не кончину жизни разумеет, которая всем известна (ибо какая была нужда входить для сего во святилище Божие?), но конец, относящийся к Божиим судьбам, проявляемым в разсуждении людей нечестивых, как увидим из следующих:

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Еп. Ириней (Орда)

и непщевах разумети: сие труд есть предо мною

Непщевах разумети – подумал, предпринял выразуметь. Труд есть предо мною – оставалось нерешимою загадкою, как нечто лежащее предо мною, мучащее мой дух, пока я не обратился с молитвою.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 16-17 и непщевах разумети: сие труд есть предо мною, дондеже вниду во святило Божие и разумею в последняя их

Когда же я стал вдумываться и вошел во святилище, то узнал, как быстро падение таких нечестивцев

Колебания автора разрешились «во святилище». Вероятно здесь разумеется молитва, с которой он пред жертвенником обратился к Господу и когда получил от Него в откровении разрешение своих сомнений.

Толковая Библия.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 16–17 И непщевах разумети: сие труд есть предо мною, Дóндеже вниду во святило Божие и разумею в последняя их

Непщевах, от слова «непщевати», значит: «думал, помышлял». Дондеже значит: «доколе, покамест». Святило переводится словом «святилище», но не в смысле того святилища, которым называлась вторая часть ветхозаветного храма, а в общем смысле – «святыни», под каковою толковники разумеют Слово Божие, вообще – тайны Божии; св. Афанасий Александрийский под святилом Божиим разумеет суд Божий, который откроется при кончине мира, в последние времена, в последняя их [3, с. 247]. Таким образом, смысл изречения настоящих стихов будет следующий: и стал я размышлять, чтобы выразуметь все это (т.е. все то, что вводило меня в соблазнительные недоумения, ст. 11–14), но все эти размышления представили для меня непреодолимый труд, потому что суды Божии глубоки и неисследимы. И я своим естественным размышлением не мог постичь их, и не постиг бы, не уразумел бы их до тех пор, пока не дано было мне проникнуть в тайны Божественные, в таинственное учение Слова Божия (во святило Божие), которого не может постигнуть никакое плотское мудрование (1 Кор. 2:13–14), или, что то же, естественное размышление. И тогда только я уразумею в последняя их, тогда сделаются ясными для меня определения Суда Божия, когда вниду во святило Божие, когда Сам Бог будет моим учителем, когда из Слова Божественного, из откровения Духа Святого я научусь тому, чего мысль моя не понимает в действиях Божественного мироправления, или, что то же, Промысла Божия.

Объяснение священной книги псалмов.