Толкования на Пс. 72:17

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 17-19 дондеже вниду во святило Божие и разумею в последняя их. Обаче за льщения их положил еси им злая, низложил еси я, внегда разгордешася. Како быша в запустение? внезапу изчезоша, погибоша за беззаконие свое

Итак слушай, каковы будут последняя забывающих Бога. Ибо говорит Пророк (18,19): за льщения их положил еси им злая, низложил еси я, внегда разгордешася. Како быша в запустение? внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое, яко соние возстающаго.

Творения.

Блж. Феодорит Кирский

дондеже вниду во святило Божие и разумею в последняя их

См. Толкование на Пс. 72:16

Евфимий Зигабен

дондеже вниду во святило Божие и разумею в последняя их

Дондеже вниду во святило Божие

Я, говорит, надеялся уразуметь или постигнуть вышеупомянутый недоумения мои, то есть, не напрасно ли я упражнял сердце мое в правде, но разумение этого, то есть, разрешение недоумения моего составляло для меня великий труд и препятствие к разумению, доколе не войду в Иерусалимский храм, который здесь называет святилищем, потому что в нем освящался народ. Итак, по достижении первого благоденствия, я пойму, что я не напрасно упражнял сердце мое в правде и не тщетно очищал себя от всякого греха, но с пользою и великим успехом.

И разумею в последняя их

Очевидно это пророчество, потому что бывший в порабощении иудейский народ, по словам сего псалма, говорит, что я узнаю и разрешу себе свои недоумия из того конца, который постигнет грешных Вавилонян, то есть, когда придет конец их благополучию и житию их; потому что царь Кир, победив в последствии Вавилонян, Израильский народ возвратил в Иерусалим, а Вавилонян совершенно поработил. В высшем смысле, по изъяснении Афанасия, под святилищем Божиим должно разуметь будущий суд, который воздаст, то есть, назначит каждому то, что соответствуете его достоинству. Ибо освящаю, значит: отделяю: тогда в день суда малодушные узнают, сколь велико благо добродетель и сколь велико зло грех.

Вот слова Афанасия: Имея, говорит, в мысли, как бы постичь столь глубокие суды Божии, я ввергнул себя в труд, так как они не исследованы; впрочем я нашел для себя время к познании сего, это время суда, когда воздашь каждому по делам его. И Феодора: Труд для человека—познать тайны Божии, как говорит и Исаия: кто уразумел ум Господа? Или кто советником Ему был (Ис.40.13)? впрочем мы не навсегда остаемся в неведении: но здесь из законов естественных и слов священных Писаний можем узнать конец всякого злого. А когда войдем во святилище Божиe, то есть будущий суд, так как он составляет собственно святилище, в котором одна святость добродетелей будет иметь дерзновение; почему и Павел говорит: стремитесь к миру и святости, без которой никто не увидит Господа, тогда вернее постигнем то, что наконец постигнет изобилующих, и самым опытом дознаем правду Божию, которою Он судит и оправдывает наши дела.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

дондеже вниду во святило Божие и разумею в последняя их

См. Толкование на Пс. 72:16

Еп. Ириней (Орда)

дондеже вниду во святило Божие и разумею в последняя их

Во время такой борьбы с мучительным сомнением, псалмопевец пытался собственным размышлением об этом (сие) разрешить вопрос, почему грешники часто благоденствуют, а добродетельные так жестоко страждут; но напрасно; только у святилища Божия, в смиренном поклонении Богу и при взгляде на последнюю судьбу нечестивых стало ему ясно это. Святило – место богослужения, в котором особенным образом (в Шехине) присутствовал Бог; здесь укрепилась мысль псалмопевца о Боге и безусловная надежда на Него. Как размышления при скинии, так и воспоминание о кончине нечестивцев способствовали его успокоению.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

и непщевах разумети: сие труд есть предо мною

См. Толкование на Пс. 72:16

Прот. Григорий Разумовский

и непщевах разумети: сие труд есть предо мною

См. Толкование на Пс. 72:16